|
Ботагоз Сейдахметова
На днях Госсекретарь США Хиллари Клинтон выступила с интересным заявлением о финансовой поддержке политически активных пользователей Интернета в тех странах, где ущемляются права человека и свободы
Еще в прошлом году Хиллари Клинтон честно намекала, мол, хочу предупредить некоторых мировых лидеров, что выбирайте - либо предоставляете своему народу демократию, либо демократия придет к вам сама через Интернет, который может стать одним из инструментов распространения и поддержания демократии.
“Либо они позволяют Интернету свободно распространяться в своих странах и берут на себя риски, связанные с увеличением потребности людей в политических правах и свободах. Либо же они ограничивают Интернет, зажимают свободы, которые он органически поддерживает, и тогда они рискуют потерять все экономические и социальные преимущества, которые предоставляют социальные сети обществу”, - предупредила лидеров Хиллари Клинтон.
Мировая паутина успела охватить огнем народных волнений буквально все страны Ближнего Востока - от Туниса и теперь до Ирана. Благо все государства имеют общее, а именно - вечных правителей. Не помогли даже превентивные меры властей по отключению Интернета и мобильной связи. Революционная “зараза”, запущенная в Сети, смогла одолеть все преграды и препоны и достигнуть своей цели.
Если вернуться к выступлению американского Госсекретаря, то, по ее словам, такие социальные сети, как Twitter и Facebook, предоставляют людям возможность для самовыражения. Мол, для растущего и социально активного интернет-сообщества уже нет обратного пути. Социальные сети активно использовались для организации антиправительственных протестов в Йемене, Алжире, Иордании и Сирии.
После чего сообщила, что в очень скором времени Госдеп откроет микроблог Twitter и на русском языке (благо, на нем говорят не только в России, но и практически во всей Евразии - от Сибири до наших краев).
“На прошлой неделе, как вы уже, наверное, слышали, мы открыли микроблоги на сайте Twitter на арабском и фарси, добавив их к уже существующим на французском и испанском языках, - сообщила Хиллари Клинтон. - Мы запустим такие же блоги на китайском, русском и хинди. Это даст нам возможность в режиме реального времени установить двусторонний диалог с людьми, используя такие каналы связи, которые правительства (этих стран) не блокируют”.
Похоже, что угрозы возымели действие. Казалось бы, вечных лидера Туниса и Египта свалились со своих незыблемых постов.
Вот и иранцев не оставили равнодушными события в Египте. Духовный (и фактический) лидер страны аятолла Али Хаменеи поддержал волнения в Тунисе и Египте, а власти Ирана и вовсе назвали их ни много ни мало, “исламским пробуждением”, подобным Иранской революции 1979 года.
Вместе с тем заокеанским демократам эти же события видятся по-другому, и сравнение они нашли более свежее: демонстрации в 2009 году, когда на улицы Тегерана вышли сторонники соперника Ахмадинежада на президентских выборах - Мехди Керуби.
В Иране закрыт доступ ко многим неугодным сайтам, тем паче западным сайтам. Так что новость о том, что иранцы тоже пользуются социальной сетью Facebook, которую давно подозревают в том, что она - дитя творения американских спецслужб, меня весьма удивила. Более того, здесь молодые иранцы уже успели создать страницу под названием “25 Bahman” (дата в зороастрийском и современном иранском календаре), успели пригласить всех “ищущих свободы” прийти на мирный митинг. И таких ищущих уже зарегистрировались на этой странице более 60 тысяч человек.
Кстати, события 2009 года в Иране в свое время возбудили и аналитиков на нашем континенте. В частности, Институт Ближнего Востока в Москве посвятил иранским волнениям 2009 года массу статей с прогнозами и предположениями о том, что иранский кризис вполне мог бы быть преддверием государственного переворота.
В частности, ученые института практически так же, как на Западе видели в этих студенческих волнениях знак перемен. Собственно, еще та зеленая революция 1979 года, которая свергла иранского шаха, тоже, по сути, произошла благодаря студенческим демонстрациям.
“Начиная с конца 1990-х годов, после прихода к власти летом 1997 года реформаторов во главе с Сейед Мохаммадом Хатами, студенческие беспорядки стали неотъемлемой частью иранского политического пейзажа”, - пишет один из авторов. Размах тогдашних студенческих беспорядков был таков, что власти были вынуждены ввести внутренние войска на территории студенческих кампусов. Потом последовали чистки учебных заведений от “неисламских” преподавателей, а иранское студенчество снова превращалось в важную политическую силу в борьбе за демократизацию общества. А это около 5 миллионов человек.
В ответ власти Ирана, религиозное руководство страны применяют упреждающие методы, вплоть до репрессий.
Впрочем, другой ученый Института Ближнего Востока задается вопросом, почему естественная демократическая процедура - выборы, когда неотвратимо побеждает один, а другой терпит поражение, вызвала такой шквал недовольства в Иране? По его мнению, с одной стороны, ИРИ - республика, со всеми ее атрибутами, но с другой - это исламская республика, где прежде всего действуют законы, порядки, традиции, присущие восточной, исламской цивилизации. Поэтому трудно, используя общеевропейские стандарты и инструментарии, объяснять происходившее в Иране в июне 2009 года.
Может, и нынешние волнения в Иране объясняются некой восточной ментальностью, умноженной на влияние Интернета? И Запад сегодня активно использует влияние социальных сетей в качестве новых политтехнологий?
Я задала этот вопрос Сергею Михееву, генеральному директору московского Центра политической конъюнктуры.
“Я не специалист по арабским странам и не имею сведений, которые позволяли бы однозначно утверждать, что американцы приложили руку к этим событиям. Но общеизвестным является тот факт, что американцы недовольны властями очень многих стран в этом крайне важном регионе, - отвечает Михеев. - А также то, что они вообще любят подобного рода эксперименты. Все “цветные” революции последнего времени были так или иначе связаны с американским участием. Кроме того, в их ходе активно использовался Интернет и мобильная связь для создания сетевых структур организации беспорядков”.
По его мнению, однозначно можно говорить, что события в Тунисе и Египте еще раз убедили американцев в том, что новые информационные технологии вообще и Интернет в частности могут быть весьма эффективными для влияния на внутреннюю политику любой страны. “Нынешние события создали прецедент - даже достаточно жесткие режимы в странах с преобладанием традиционализма в общественной среде могут быть быстро обрушены при умелом использовании новых информационных технологий. А это значит, что американцы будут еще активнее внедряться в эту среду и поддерживать в ней те явления, которые могут представлять для них практический интерес”.
Впрочем, Михеев добавляет, что, как и любой другой инструмент, социальные сети и новые технологии могут быть использованы любой стороной гипотетического конфликта. “Ведь, по сути, мы просто имеем дело с распространением слухов, чем политики пользовались всегда и везде. Просто теперь эти слухи распространяются на новой технической основе, которая позволяет распространять их очень быстро и фактически по всему миру. Таким образом, любой желающий и имеющий соответствующий ресурс может использовать эту систему с любой целью. Пример обратного действия этой системы - скандал вокруг WikiLeaks, который уже нанeс довольно ощутимый ущерб имиджу американцев. Причeм в первую очередь в глазах их европейских союзников, о многих из которых американские дипломаты, как выяснилось, отзываются весьма нелицеприятно”.
На любую технологию найдется контртехнология. “Проще говоря, автомат может стрелять в обе стороны. Вопрос только в том, кто лучше прицелится и быстрее нажмет курок”, - делает вывод мой собеседник.
Мировая паутина успела охватить огнем народных волнений буквально все страны Ближнего Востока - от Туниса и теперь до Ирана. Благо все государства имеют общее, а именно - вечных правителей. Не помогли даже превентивные меры властей по отключению Интернета и мобильной связи. Революционная “зараза”, запущенная в сети, смогла одолеть все преграды и препоны и достигнуть своей цели. |