|
Ботагоз Сейдахметова
Акции протеста в Египте, которые продолжаются вот уже вторую неделю, в одночасье перешли в противостояние между сторонниками и противниками президента Хосни Мубарака. Это означает опасность начала гражданской войны, которую уже констатируют многие иностранные журналисты, работающие в Египте.
Впрочем, активность демонстрантов на каирской площади Тахрир начала спадать, вчера официально заработали на некоторое время банки. Так что нестабильность в столице “поддерживают” только мародеры, которым чужды идеалы любой революции.
Напомним, что антиправительственные выступления в Египте начались 25 января 2011 года. По официальным данным, в ходе беспорядков в стране погибло более 300 человек, несколько тысяч получили ранения
Вопросы
Почему после выступления Хосни Мубарака с обещанием больше не баллотироваться в президенты Египта ситуация на площади Тахрир стала еще драматичнее? Почему о достижениях Мубарака официально вспоминает и говорит только Израиль?
И, наконец, какие шансы есть у “Братьев-мусульман”, прихода которых к власти опасаются не только в США и Израиле, но и в целом в мире?
Мубарак и народ
В недавней беседе с российским арабистом Германом Крыловым, с которым несколько лет назад судьба свела меня во время стажировки в Каире, я попыталась узнать его мнение, почему демонстранты не успокоились даже после выступления Хосни Мубарака. При этом высказала собственное мнение о том, что арабам и в целом мусульманам, на мой взгляд, свойственно долготерпение, которое, как правило, заканчивается волнениями и переходит в стадию массовой истерики.
По поводу менталитета египтян Герман Крылов добавил от себя, что египтяне не только терпеливы и истеричны при определенных условиях, но еще и сентиментальны. “Мне мои знакомые египтяне сказали, что последнее публичное выступление Хосни Мубарака 1 февраля произвело на многих из тех, кто его смотрел, сильное впечатление, - рассказывает мой собеседник. - Слова президента о том, как много лет он посвятил Египту, о том, что он любит эту страну и готов умереть за нее, что никогда к власти не стремился, но стал президентом, потому что так нужно было, - тронули народ. Одна моя знакомая сказала даже, что если бы президент Мубарак сразу вышел к людям на Тахрире и просто поговорил, все бы было по-другому. Думаю, его еще не раз помянут добрым словом”.
|
Хлеба и зрелища по-египетски... |
Мубарак и
его коллеги
Пока же добрым словом поминают египетского президента только его израильские коллеги.
Так, президент Израиля Шимон Перес в начале прошлой недели, то бишь в самый разгар событий на Тахрире и других городах Египта, выступая перед послами иностранных держав, заявил, что Хосни Мубарак внес огромный вклад в сохранение мира на Ближнем Востоке.
Израильская пресса сообщает о том, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху вовсе запретил своим министрам какие-либо публичные суждения на тему происходящих событий в Египте.
Вообще, официальный Тель-Авив поддерживает нынешнего египетского лидера Хосни Мубарака в надежде, что тот и в дальнейшем будет продолжать начатую ранее политику, которая базируется на выполнении Кэмп-Дэвидских мирных соглашений 1979 года. Израильский премьер не уверен, что новые египетские власти не нарушат эти соглашения. В своем выступлении израильский премьер-министр Нетаньяху выразил опасения, что ситуация в Египте будет способствовать приходу к власти исламистов. Он уверен, что это беспокойство разделяют и другие мировые лидеры.
По мнению Биньямина Нетаньяху, ситуация в Египте может дестабилизировать обстановку на Ближнем Востоке на многие годы. Мировые информагентства, в частности, цитируют его слова о том, что “есть два мира, две половинки, две точки зрения - демократический мир и мир радикальных исламистов. Кто победит в Египте? От этого зависит не только судьба Египта, но и будущее региона, будущее Израиля тоже”.
Итогом выступления премьера стало обращение Израиля в соответствующие структуры США и Евросоюза, в которых он призвал, как минимум, не критиковать Хосни Мубарака. Кроме того, в обращении высказана просьба позволить президенту Египта (который пока прочно сидит в своем кресле) распорядиться о подавлении бунта на Синайском полуострове посредством введения туда регулярных войск.
Напомним, что Синайский полуостров по соглашению, подписному Израилем и Египтом, является демилитаризированной зоной. После нынешних событий в Египте, по согласованию с Израилем, несколько сотен военнослужащих находятся в окрестностях туристического города Шарм-эль-Шейх на Синайском полуострове.
Между тем израильский премьер Биньямин Нетаньяху пытается убедить Хосни Мубарака повлиять на главу Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса, “чтобы сделать шаг вперед” в деле регионального урегулирования.
Так что рано сбрасывать со счетов президента Хосни Мубарака. Он еще послужит делу мира на Ближнем Востоке. Во всяком случае, до осени этого года.
Братья-мусульмане
До сих пор все наблюдатели отмечали, что демонстранты не использовали в своих требованиях религиозные лозунги и до сих пор о запрещенном движении “Братья-мусульмане” вспоминали все, кроме них самих. Востоковеды отмечали неисламский фактор нынешних волнений в Египте.
В прошлое воскресенье появились первые сведения о том, что “Братья-мусульмане” начали переговоры с властями Египта. Факт сам по себе достойный внимания, ведь, напомню, что в свое время Хосни Мубарак жестко пресек деятельность этого движения, после чего “Братья-мусульмане” ушли в глубокое подполье. Президент обвинял “Братьев-мусульман” в дестабилизации политической ситуации, потому как это оппозиционное движение имеет весьма серьезное влияние в стране. Мубарак предупреждал, что если он покинет пост главы государства, участники движения воспользуются последующим за этим хаосом в своих целях.
Сами “Братья”, согласно неофициальным сведениям информагентств, считают, что они начали диалог с властями страны для того, чтобы “установить, насколько те готовы удовлетворить требования народа”. Кроме того, целью переговоров будет являться устранение “иностранного или регионального вмешательства в дела страны”.
Из чего можно делать логический вывод о том, что “Братья-мусульмане” начали опробовать почву, на которой в будущем будет возможность строить уже легальную деятельность в стране. Так что повод для опасений возвращения исламистов во власть вполне себя оправдывает.
Хотя на прошлой неделе, 4 февраля, стало известно, что движение отказалось от участия в предстоящих президентских выборах. Более того, представители “Братьев-мусульман” отрицают обвинения в том, что они планируют создать радикально-исламистское государство в Египте. И все же главным требованием “Братьев-мусульман” остается немедленная отставка президента.
Чего все же ждать от “Братьев-мусульман”? Вопрос остается открытым.
Арабские лидеры и
режимы
Ближний Восток за глаза называют “мировой скважиной”. На самом деле Персидский залив с его богатыми запасами нефти позволяет смотреть главным демократам мира на малодемократичность местных режимов сквозь пальцы. Главное для бесперебойной добычи энергоресурсов - это стабильность. Причем любая.
Оттого у власти в Египте почти три десятка лет находился главный стратегический партнер Вашингтона в регионе, а в прочих государствах и вовсе сохранилась монархия.
Переворот в Тунисе стал сигналом к волнениям во всем регионе. Печальная судьба позорно бежавшего из страны президента Туниса Зин аль-Абидин бен Али многих коллег в регионе сначала не тронула.
Но затем развитие событий в ключевой стране региона - Египте - и испугало, и вдохновило менее весомых в политическом смысле соседей - Иорданию, Алжир, Сирию и Йемен. Реакция тамошних правителей оказалась мгновенной, как и революционные настроения народа. Так, король Иордании Абдалла II тут же провел ряд профилактических мероприятий, как то: отправил в отставку правительство и пообещал, что новый Кабинет министров проведет реформы.
Следом за ним лидер Йемена Али Абдулла Салех, который находится у власти 32 года (дольше Мубарака!) со страху, видимо, пообещал, что в 2013 году на пост президента баллотироваться не будет.
Политические реформы пообещал своему народу и президент Сирии Башар Асад.
Более того, Башар пообещал субсидии самым бедным сирийцам на сумму в четверть миллиарда долларов.
На прошлой неделе антиправительственные волнения начались и в Алжире. И тамошняя оппозиция пригрозила провести День гнева. На что президент Алжира Абдельазиз Бутефлика решил отменить “в ближайшем будущем” 19-летнее чрезвычайное положение в стране, дать более широкие возможности политическим партиям и даже легализовать мирные демонстрации повсюду, кроме столицы. “Столица является исключением по понятным причинам. Это делается для того, чтобы обеспечить безопасность людей, а не запретить свободу выражения мнения”, - пояснил алжирский президент.
Что дальше?
Этот вопрос возникает по понятной причине и вызывает новые. Как долго выдержат новые реформы и сколько должен терпеть народ, чтобы власти пошли на реформы? Когда наступит следующий час Х для ближневосточных режимов? |