Ботагоз Сейдахметова
На прошлой неделе в Алматы по инициативе Фонда Фридриха Эберта в Центральной Азии подводили итоги первых трех лет стратегии Европейского союза в нашем регионе. На международный семинар были приглашены ученые и аналитики из Германии, Франции, Кыргызстана и Казахстана
Собственно о результатах европейской стратегии в Центральной Азии говорили Вульф Лапинс - проект-координатор Фонда Фридриха Эберта, Норберт Жюстен - посол и глава европейской делегации, Герольд Амелунг - Генеральный консул ФРГ в Алматы, Клаус Зуханек и Вильфнер Шрайбер - ученые из Берлина, Ольга Шпайзер - молодой ученый из Парижа.
Напомню, что европейская стратегия в отношении нашего региона была принята по инициативе Германии в период ее председательства в ЕС в 2007 году.
По мнению Вильфнера Шрайбера, ядро стратегии ЕС в Центральной Азии - это гарантия безопасности и стабильности. В частности, он считает, что ОБСЕ, которая за последние 20 лет дегенерировала в организацию наблюдения за выборами, могла бы выступить с инициативой в сфере политики безопасности и стать мостом к государствам Азии через страны Центральной Азии. Тем более что в 2011 году Казахстан станет председателем Шанхайской организации сотрудничества.
“Инициатива в сфере политики безопасности ОБСЕ, которая представляет во всем мире самую большую государственную конференцию в обеспечении мира с ее 56 государствами (включая США и Канаду), дала бы возможность включать страны Центральной Азии в европейскую структуру безопасности или создавать евразийскую структуру, - считает Вильфнер Шрайбер. - Это могло бы послужить безопасности и стабильности как Европейского союза, так и стран Центральной Азии”.
Немецкий ученый считает, что у предстоящего 1-2 декабря саммита ОБСЕ в Астане есть шанс внести вклад в учреждение общеевропейской системы безопасности и коллективной безопасности. При этом он уверен, что европейскую безопасность в настоящее время невозможно гарантировать без или против НАТО. Он напомнил, что ОБСЕ и НАТО наряду с ЕС имеют два инструмента гарантии безопасности и стабильности. НАТО владеет военными средствами, а в распоряжении ОБСЕ с ее нынешней Конституцией - весь арсенал невоенных средств.
Учитывая тот факт, что в Европе растет критическое настроение против военных средств, необходимо более тесное сотрудничество Европейского союза со странами Центральной Азии. “Стратегия ЕС в Центральной Азии предлагает для этого благоприятные отправные пункты”, - уверен Вильфнер Шрайбер.
О совместной работе Европейского союза и Центральной Азии говорил в своем выступлении и Клаус Зуханек. В частности, он считает, что стратегия ЕС в Центральной Азии должна ориентироваться на проекты в области экономики, борьбы с нищетой, в области сельского хозяйства, социального обеспечения. Особый акцент ученый сделал на необходимости государств Центральной Азии улучшить систему образования. Кроме того, он говорит, что Европейский союз стремится помочь государствам Центральной Азии в борьбе с угрозами от терроризма, организованной преступности и торговли наркотиками, обладания ядерным оружием.
Что касается проблемы управления водными ресурсами в странах нашего региона, Клаус Зуханек считает, что действие водной инициативы ЕС не может привести к решению до тех пор, пока не будет политической воли обеих сторон в совместной работе. При этом он еще раз подчеркнул, что водную проблему в Центральной Азии можно решить только сообща. А именно в рамках единого Центрально-Азиатского региона.
К слову, практически все докладчики говорили о проблеме разобщенности стран нашего региона. В частности, нежелании Узбекистана вести многосторонние переговоры, предпочитая только двусторонние отношения. “Нет единого региона”, - считает Вульф Лапинс. Впрочем, европейские аналитики при этом добавляли, что процесс региональной интеграции и в Европе занял много времени. |