|
Ботагоз Сейдахметова из Гамбурга
Итоги нашего председательства в ОБСЕ - одна из тем, которые обсуждала группа казахстанских журналистов в деловой поездке в Германию, организованной алматинским офисом Фонда Фридриха Эберта
Европа уже начала готовиться к Рождеству. Один из самых богатых и роскошных городов этой части света - Гамбург - стал в эти дни еще красивее. Рождественские ярмарки уже начались, и ратушная площадь Гамбурга превратилась в палаточный город с улицами, где вы можете купить рождественские сувениры, выпить глюнвайна, съесть немецких колбасок под живую музыку уличного аккордеониста.
Впрочем, немцы - народ педантичный, умеют и работать, и отдыхать.
Вот и наша группа из Казахстана за эти несколько дней в Гамбурге успела посетить редакцию знаменитого немецкого журнала “Штерн”, который имеет просто бешеную популярность не только в Гамбурге и Германии, но и за границей. Кроме того, у нас состоялись встречи в гамбургском бюро Фонда Фридриха Эберта с дипломатами, учеными и аналитиками, также мы посетили Центр изучения проблем ОБСЕ. По сути, это институт, который проводит научные исследования мира и политики безопасности уже в течение 40 последних лет. У истоков этого института стояли военные. Самый первый директор института - “трехзвездный” генерал в отставке, для которого был важен мирный характер деятельности института. Второй директор института в свое время служил помощником канцлера ФРГ Вилли Брандта, известного своей политикой безопасности и разрядки напряженности. По словам руководителя исследовательского центра OБСЕ, доктора Вольфганга Целльнера, “институт приближен к реальной политике”.
Потому я хотела бы еще добавить информации о канцлере Вилли Брандте, чтобы подчеркнуть, какие персоны повлияли на политику института.
Итак, именно Вилли Брандт в период своего правления настаивал на вступлении Великобритании в Европейское экономическое сообщество, подписал Договор о нераспространении ядерного оружия в 1969 году и начал переговоры с Польшей и Советским Союзом по вопросам территориальных претензий, дипломатических и культурных связей, вооруженных сил.
После 90-х годов, то есть в период распада Советского Союза, падения Берлинской стены, по словам доктора Вольфганга Целльнера, деятельность института сосредоточилась в восточном направлении. То есть на странах Восточной Европы, а также на постсоветское пространство и, в частности, на Центральную Азию.
|
Центр Гамбурга накануне Рождества |
Центр принимал непосредственное участие в председательстве Казахстана в ОБСЕ. В частности, для казахстанских дипломатов в период до нашего председательства в ОБСЕ было проведено два тренинга - один в самом центре, а второй - в Вене.
Предстоящий саммит ОБСЕ в Астане, по оценке Центра по изучению ОБСЕ, относится к несомненным достижениям Казахстана, который сумел убедить все 56 стран - членов ОБСЕ собраться вместе спустя 11 лет после предыдущего саммита.
Напомню, что еще в мае и июне этого года на Западе шли ожесточенные споры, где будет проводиться саммит - в Вене или в Мадриде? При этом особенно колебались в принятии решения американцы. Официальное обоснование этих сомнений - слишком долгий путь в Астану. “Но в действительности причина состоит в неудовлетворенности действиями Астаны в области прав человека, - уверен Вольфганг Целльнер. - Американцев убедили только действия Астаны в Центральной Азии и Афганистане”.
По словам доктора Целльнера, в самом начале нашего председательства в ОБСЕ у Запада были опасения, что “Казахстан станет пресс-спикером России”. Проще говоря, станет представлять интересы России. “Но этого не случилось, - говорит немецкий ученый. - Казахстан провел ряд мероприятий, которые отвечали, а ряд - которые не отвечали российским интересам”. Кстати, он уверен, что идею проведения саммита ОБСЕ в Астане в Кремле встретили без особого восторга. “Но открыто Москва не могла об этом заявить, потому что Казахстан и Россия - давние партнеры”, - говорит ученый.
Что касается разочарований в отношении нашего председательства в ОБСЕ, то для Запада это прежде всего бездеятельность Астаны в области прав человека. Тут всегда приводится пример с правозащитником Евгением Жовтисом, которого суд осудил на 4 года за дорожное происшествие. Разочарован Запад также в том, что принят закон о личном иммунитете президента, а также о лидере нации.
В качестве позитивных примеров доктор Целльнер назвал усилия Казахстана в Афганистане, но даже здесь европейцы считают, что делается недостаточно для того, чтобы оценить роль Астаны в продвижении политики безопасности.
Кроме того, на Западе оценили действия в Киргизии, а именно то, что президент Назарбаев сумел уговорить киргизского президента Бакиева подать в отставку, тем самым предотвратив эскалацию событий. “Но уже в июне Казахстан был пассивным, закрыл границы с Киргизией”, - говорит доктор Целльнер. Впрочем, в отношении ситуации в Киргизии ученый считает, что ни у кого нет концепции решения проблемы этой страны. С одной стороны, ООН не может решить ее, а с другой - Европейский союз, который не хочет решать проблемы Киргизии. “До сих пор ОБСЕ остается дискуссионной площадкой, - считает доктор Целльнер. - Важно только, чтобы между Россией и другими членами ОБСЕ не возникало противоречий. Ведь речь идет о возможном разрушении государства. У ОБСЕ не было раньше подобных проблем, а потому нет и решения. Было одно решение - о введении полицейских сил, здесь пока ничего не сделано. Президент Киргизии хочет, чтобы полицейские от ОБСЕ прибыли в страну, а мэр Оша - против”.
Во время дискуссии в институте мы пришли к выводу, что основная проблема Киргизии - в ее экономической нестабильности. Но финансовая помощь не является решением киргизской ситуации, потому что никто не знает, как распорядятся этими деньгами потом, не пропадут ли они в коррупционной яме.
Между тем у нашей группы остались самые приятные впечатления и восторг от посещения редакции журнала “Штерн”, который прославился своими эксклюзивными фотографиями о самых ярких событиях в мире, а также журналистскими расследованиями. Тираж журнала говорит сам за себя - миллион экземпляров в неделю. Нас провели в святая святых - бильд-редакцию, оборудованную прекрасной фототехникой. Фотоархив “Штерна” - это практически история не столько Европы, сколько всего мира. К примеру, нам показали фоторепортаж о ритуале с кражей невесты в киргизских селах. Очень добрый репортаж. |