ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Каспийский экономический союз Мир

Ботагоз Сейдахметова из Москвы
На этой неделе, 18 ноября, в азербайджанской столице начнет работу III саммит Прикаспийских государств. Накануне саммита московский Институт каспийского сотрудничества провел круглый стол, в котором приняли участие почти все представители стран каспийской пятерки. Не было только туркмен, которые по непонятной причине проигнорировали приглашение. Впрочем, это не помешало участникам заседания принять итоговое заявление.
Главный посыл итогового заявления, который был сделан на основе докладов участников, заключается в том, что будущее Каспийского региона зависит только “от доброй воли правительств и народов Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана”

На самом деле отсутствие туркмен на круглом столе в Москве лишний раз подтверждает тот факт, что вопрос статуса Каспийского моря решить в ближайшее время так, чтобы были удовлетворены все пять прикаспийских государств - невозможно. Сама история вопроса о статусе Каспия уже стала частью новейшей истории.
Прежние соглашения о статусе Каспия были сделаны на джентльменской основе между тогда двумя прикаспийскими государствами: Ираном и Советским Союзом. И, надо сказать, работал он почти безупречно.
После распада Союза каждый уже новый участник спора включал свои вопросы в повестку дня. Один из них - вопрос о том, что, собственно, такое Каспий, к какому типу водоема он относится? Что он - море или озеро? От этой дефиниции зависит то, какое из международных правил может сработать на Каспии. Кому-то из стран пятерки выгодно, чтобы Каспий считался морем, а кому-то - просто закрытым водоемом.
Между тем еще три года назад российский президент Дмитрий Медведев предложил идею создания ОКЭС - Организации каспийского экономического сотрудничества. Но, по признанию генерального директора Института каспийского сотрудничества Сергея Михеева, реализация этой идеи “идет довольно туго”. “Причины простые, - считает он. - В странах прикаспийской пятерки нет согласия по целому ряду вопросов”.
Сергей Михеев напоминает, что на севере Каспия фактически достигнуты договоренности между Россией, Казахстаном и Азербайджаном. Однако на юге Каспия споры между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном пока далеки от полного разрешения. И эта “проблема естественным образом тянет за собой целый ворох других разногласий в сфере экономического освоения акваторий, безопасности, экологии, а в итоге и политические разногласия”, - считает Сергей Михеев. В частности, он отметил, что она заметно растет на Каспийской акватории. По его мнению, это связано с тем, что на Каспии имеет место внешнее влияние. Запад решает здесь собственные проблемы, действуя по принципу: “Разделяй и властвуй!”
Российский ученый уверен, что чем больше сумятицы и неразберихи будет на Каспии, тем легче внешним силам будет решать свои проблемы и оправдывать рост собственного присутствия здесь. “А количество, как известно, рано или поздно может перейти в качество”, - говорит Сергей Михеев.
Между тем он уверен, что ресурсный и логистический потенциал Каспия в идеале дает возможность сделать этот регион одним из привлекательных и весьма значимых центров развития. “Доходы от нефти, газа и их транспортировки, а также развития транзитных коридоров могли бы вкладываться в развитие инфраструктуры региона, закладывая потенциал для процветания в будущем уже на новом технологическом уровне, не ориентированном лишь на добычу и экспорт ресурсов. Но без реальных интеграционных усилий все это будет невозможно”, - считает генеральный директор московского Института каспийского сотрудничества.
“Именно поэтому медлить с началом реализации проекта ОКЭС не стоит”, - подчеркнул Сергей Михеев. При этом он добавил, что межрегиональная интеграция - это тенденция XXI века.
Он считает, что если это позиция Тегерана и Ашхабада, то их претензии на обособленность могут стать источником катастрофы. Что касается Ирана, Сергей Михеев не исключает возможного нападения Америки на это государство, особенно, “если следующим президентом США станет республиканец”. А вхождение в крупную региональную организацию, по мнению российского ученого, “стало бы для Тегерана серьезным фактором укрепления своих позиций в контексте перманентного конфликта с США и их ближайшими союзниками”. Кроме того, он уверен, что Туркменистан “все более становится объектом внимания со стороны внешних сил”.
В завершение Сергей Михеев “успокоил” постсоветских партнеров каспийской пятерки, добавив, что российская идея ОКЭС не является некой попыткой Москвы по восстановлению Советского Союза, потому как у Москвы в XXI веке есть другие задачи, “более тяжелые и серьезные”.
Об особенностях и перспективах каспийской тематики в Казахстане говорил директор Центра актуальных исследований “Альтернатива” Андрей Чеботарев. В частности, он отметил, что сегодня Казахстан основной акцент делает на реализацию Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), рассчитанной на период с 2003-го по 2015 год.
Среди приоритетов программы выделяется совершенствование механизмов регулирования деятельности компаний, занятых в нефтегазовом секторе страны, особенно иностранных. Казахстанский политолог отметил, что, в частности, в этом году в Казахстане было создано Министерство нефти и газа, принят новый Закон “О недрах и недропользовании”, отменена такая форма контрактов, как соглашение о разделе продукции (СРП), была введена экспортная таможенная пошлина на нефть и нефтепродукты и прочее, прочее.
В этом ряду стоят также меры, связанные с ужесточением требований казахстанских властей относительно соблюдения участниками освоения КСКМ экологического законодательства. “Они вполне обоснованны, - уверен Андрей Чеботарев. - Поскольку сложилась довольно тревожная ситуация, когда те или иные компании, например, “Тенгизшевройл”, предпочитают выплачивать в бюджет республики большие суммы денег, чем принимать меры по недопущению загрязнения окружающей среды”.
alt

Генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев уверен, что межрегиональная интеграция - это тенденция XXI века

Правда, когда речь идет об иностранных компаниях, то экономическая политика здесь сильно пересекается с дипломатией, добавляет политолог. “Поэтому не исключено, что, оказывая определенное воздействие на эти компании, Астана рассчитывает тем самым вынудить руководство соответствующих государств пойти ей навстречу по каким-либо интересующим ее вопросам. А с учетом председательства Казахстана в ОБСЕ такой подход востребован сегодня, как никогда”, - считает Андрей Чеботарев.
Присутствовавшие на круглом столе представители иранского посольства в Москве отметили, что на Каспии “все вопросы должны быть решены без иностранного вмешательства, по принципу справедливости”.
Между тем, по мнению другого казахстанского аналитика, доктора политических наук Константина Сыроежкина, в споре о статусе Каспия Иран занимает довольно жесткую позицию, он настроен на получение 20 процентов доли Каспия. Но даже сам Тегеран понимает, что необходимо искать компромисс, иначе он рискует остаться один.
Доктор Сыроежкин отметил, что на Каспии ничего не делается в области решения вопросов экологии и ситуация только ухудшается. Милитаризация Каспийского региона под видом защиты коммуникаций - очень серьезная проблема. Кроме того, в регионе растет уровень наркоторговли, терроризма, пиратства. А потому “определение правового статуса Каспия - это важнейший вопрос”, - говорит он.
Константин Сыроежкин отметил национальный эгоизм всех пяти прикаспийских государств, “всем хочется отхватить пирог побольше”. “Пока мы спорим, Каспий активно осваивается пиратами, браконьерами”.
Главный редактор газеты “Известия-Казахстан” Эдуард Полетаев уверен, что в последнее время многие факты свидетельствуют о том, что в каспийской проблематике все большую роль начинает играть Китай, “не являясь между тем Прикаспийским государством”. “Пекин эффективно покупал акции ряда месторождений, участвовал в открытых аукционах, создавал СП, платил хорошие деньги. Ведь Каспий для Китая - это альтернатива Малакскому проливу, через который идет основной экспортный нефтяной поток, но пролив, к сожалению для Пекина, им не контролируется, - считает Полетаев. - Зато нефтяные и газовые трубопроводы из Центральной Азии - стабильные и безопасные проекты.
До развитых восточных районов Китая Каспий - слишком далекое море, но, учитывая стратегию развития западного района страны, прежде всего Синьцзяна, трубопроводы будут играть роль кровеносных сосудов. В пользу работы с Китаем говорит и то, что он проявляет сдержанную позицию на Каспии, не мешая бизнес и политику. То есть Пекин становится вполне удобным партнером для переориентации газовых и нефтепотоков Каспия с Запада на Восток”.
Эдуард Полетаев говорит, что следствием эффективной китайской политики может стать уменьшение российско-казахстанского сотрудничества в плане перспектив увеличения объемов прокачки по действующим трубопроводам. Также все более призрачными могут стать проекты вроде полумифического Набукко, ведь Казахстан оказывает поддержку китайским планам на высоком политическом уровне. В частности, в совместном коммюнике КНР и РК по итогам государственного визита Ху Цзиньтао в Казахстан сказано: “Стороны отмечают, что казахстанско-китайское сотрудничество в области энергетики выходит на качественно новый уровень. Стороны обеспечат успешное строительство и долгосрочную стабильную эксплуатацию таких ключевых объектов энергетического сотрудничества, как казахстанско-китайский газопровод и казахстанско-китайский нефтепровод”.
“Сегодня объемы присутствия Китая в нефтегазовом секторе Казахстана растут, однако в развитие Синьцзяна Пекин вкладывает миллиарды долларов, в частности на газификацию углей в Джунгарской впадине и разведку нефти, - отмечает Полетаев. - То есть, коль все задуманное удастся, Китай сможет в скором будущем закрывать самостоятельно основные потребности в топливе. Кроме того, Китай не вкладывается в перспективные казахстанские месторождения, предпочитая уже работающие скважины и предприятия. То есть они надеются на свои ресурсы в отдаленном будущем. Однако, как только пойдет реальная “большая нефть” Кашагана, интересы Китая на Каспии обязательно возрастут”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение