ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Запад - вечный колонизатор Востока Мир

Ботагоз Сейдахметова
Сойдутся ли когда-нибудь Восток и Запад? Кажется, это наиболее популярный вопрос, вокруг которого уже создана не одна известная теория. Самая известная - теория Хантигтона о столкновении цивилизаций. Самая популярная цитата - цитата Редьярда Киплинга о том, что Восток есть Восток, а Запад есть Запад

Наша беседа с профессором кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета, доктором исторических наук Владимиром Пластуном началась с известной цитаты Киплинга о Востоке и Западе. Только Владимир Никитович Пластун предпочитает полную версию этого стихотворения:
О, Запад есть Запад,
Восток есть Восток,
и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо
с Землей
На страшный Господень суд.
Но нет Востока и Запада нет,
Что племя, родина, род,
Если сильный лицом к лицу
У края земли встает.
Недавно я с удовольствием открыла для себя иранского ученого, философа Мохаммадали Ислами Надушана, который говорит, что Восток - это Азия, а Запад - это Европа. В частности, он пишет: “Азия - это край сокровищ и золота, а потому алчный взгляд Европы, стремившейся к захвату этих сокровищ, издавна был устремлен на нее. В глазах же жителей Востока Запад был краем большего равенства и благоденствия, и этим объяснялась его притягательность”.
- Иранский ученый уверен, что мировоззренческое начало у западных народов очень велико. А на Востоке общность мировоззрения ниже. То бишь общих черт у китайцев, египтян или иранцев не так уж и много. Как Вы считаете, насколько это верно для сегодняшнего дня?
- Если под Западом и Востоком понимать менталитет (образ жизни, традиции, обычаи), то они не сойдутся никогда. И в этом нет надобности. Так сложилось веками. И не по прихоти отдельных лиц, а в силу природных условий существования. Так, чадра, паранджа, чалма, обычай обрезания, обязательные омовения и т. д. появились у мусульман не по прихоти мулл, а в силу необходимости. Этого не понимали отсталые европейцы, которые не мылись веками, пока не обучились этому у мусульман в ходе крестовых походов.
От всех этих крестоносцев (включая королей, герцогов и баронов) несло вонью немытых тел. Поэтому, кстати, еще до крестовых походов в Европе так были востребованы восточные благовония, дабы отбить тошнотворный запах немытых тел “цивилизаторов”. Эти благородные запахи и вскружили голову европейцам и подвигли их на завоевание Востока, где есть золото, благовония и специи. Колумб-то искал Индию с золотом и алмазами, а не Америку. В свою очередь, на Востоке поняли наконец-то цену золоту, которому они сначала не придавали большого значения.
Но Восток, предлагая свои сокровища, подразумевал торговлю, а Запад, обладая более совершенной военной техникой (изобретенной греками), предпочитал завоевания, презирая торговых “лохов”. Вот с тех пор и начинает возникать противостояние, которое стало активно подпитываться религией: христианство против ислама и наоборот.
Но и Восток не одинаков: у кого-то есть вода и финиковые пальмы, а кого-то нет. Это относится и к Европе. Например, болгары, венгры, румыны еще 50 лет тому назад никак не могли понять, какие между ними могут быть торговые отношения. Один румын мне втолковывал: “У болгар только помидоры, у нас их тоже полно!” Вот когда обнаружили нефть, тогда и пошло-поехало. Но опять стали делить нефть с помощью оружия.
Вывод: общие черты появляются при наличии общих интересов (внутри- и внешнеполитических), которые являются отражением экономических. В этом смысле Надушан прав.
Повторяю, убежден, что мировоззрение зарождается, развивается и утверждается на фоне (фундаменте) экономических интересов. Пророк Мохаммад получил знамение не для личного пользования или утешения страждущих, а для объединения арабских племен с целью, говоря современным языком, улучшения экономического благосостояния тех же племен. Все остальное - производное.
- И все же, Владимир Никитович, давайте определимся с понятиями “Восток” и “Запад”. Что вы вкладываете в эти понятия? Мы-то к кому относимся? У меня ощущение, что нас (я имею в виду постсоветские государства), трудно отнести к какому-то определенному лагерю.
- Я прочитал Вам полное четверостишие Киплинга, а Вы опять цепляетесь за первую строчку. Обдумывая мысль Киплинга, можно прийти к взаимоисключающим выводам. Во-первых, Киплинг - не истина в последней инстанции. Он выразил свое понимание ситуации. В-вторых, там есть ошибки в переводе: переведено - племя, родина, род. У Киплинга нет этих слов, там есть - Border, Breed, Birth - граница, племя (поколение), рождение (начало, источник). И в целом смысл стихотворения Киплинга именно в том и состоит (прочитайте две последние строки), что, когда идет сражение, то не имеет значения, происходит ли это на Востоке или на Западе, не имеют значения ни границы, ни принадлежность к роду-племени, ни твое происхождение. Не надо пацифизма (хотя я сам предпочел бы быть пацифистом, чтобы избежать участия в кровавых войнах!). Именно Киплинг растолковывает: when two strong men stand face to face, война будет продолжаться до самого Судного дня.
А породил это состояние Запад - вечный колонизатор Востока. Восток пробудился и начинает мстить за унижения, грабеж и убийства. Правда, тактика (и стратегия) отмщения у восточных обществ различная: китайцы предпочитают экономическую (вроде бы мирную, но беспощадную) экспансию; уже сейчас вышли на 1-е место в мире по потреблению энергоресурсов. И пойдут дальше...
Вот Вам пример разницы в мировоззрениях восточных обществ: исламские радикалы предпочитают бомбы, буддисты - мирную экспансию.
А Вам недостаточно четкого заявления канцлера ФРГ А. Меркель о том, что попытка создания мультикультуры с треском провалилась?! И я ее понимаю. Летом этого года я сам был в Германии, видел своими глазами и уяснил из бесед с немцами: иммигранты не желают ни “примирения” с Западом, ни “вживания” в другую культуру. Ладно, не хотите, так не надо. Но ведь мусульмане (именно они, а не китайские, филиппинские и другие эмигранты) требуют для себя особого статуса.
alt
У каждого своя дорога
Они живут на фонды социальной помощи германской стороны (то есть за счет налогов, взимаемых с рядовых немцев). В семье пять-семь человек, работает один отец, но пособие выдается на всю семью, которая бездельничает. Дети отказываются учить немецкий язык. Требуют создания школ на родном языке, страховки и т.д. Мужчины требуют выдачи пособий на всех жен (3-4) и специально женятся, чтобы получать на них пособия. Работать не хотят.
В Берлине есть районы, где проживают афганцы, пакистанцы, бангладешцы и прочие. Туда не советуют заходить: хулиганы и грабители царствуют... за счет немцев. То же - в Швейцарии, Франции, Италии... Ответов два. Первый: Вы нас грабили, теперь расплачивайтесь. И второй: Мы - люди, это наши “права человека”, свобода по-американски: хочу - работаю, хочу - нет, живу в той стране и там, где хочу...
Так что не сойдутся никогда.
- По версии иранского ученого, линия раздела между мировоззрением Востока и Запада ведет свое начало с войны между древним Ираном и Древней Грецией. Возможно, что этой версии придерживаются многие ученые. Мохаммадали Ислами Надушан уверен, что географическое положение Ирана давало ему возможность всегда быть в эпицентре важнейших исторических событий, стражем ворот и в Европу, и в Азию. Что Вы, как востоковед и человек, который прожил в этой стране, можете рассказать о современном Иране? Он остается стражем между двумя цивилизациями? Как Исламская революция изменила Иран?
- Интересно то, что разделение сейчас в геополитическом плане идет по линии Восток-Запад, а внутри как западных, так и восточных стран - по линии Север-Юг. И здесь опять возвращаемся к Природе: при расколе некогда единого материка под названием Земля (Гея) природные ресурсы почему-то оказались на севере. Югу достались горы и пустыни. Как следствие, менталитет северян и южан, определяемый опять же природными и климатическими условиями, существенно разнится, и это вновь вызывает противостояние, облекаемое в политические одежды.
Постсоветские государства тоже не одинаковы. Все мусульмане, все сунниты, но начинаем “дележку”. Таджикистан - не тюрки. Те, кто тюрки, начинают каждый прославлять свою нацию как самую-самую. Это называется “дорвались” до независимости и не знают, что с ней делать, а потому бывшие партийцы - “элита” - пошли по западному пути - обогащайтесь. Но лозунгами по поводу заботы о народном благе торгуют по-прежнему.
Для “элиты” не существует деления на Восток и Запад, там закон один - у меня есть, у тебя нет. А людям внушают совсем другое, подыскивают им врага и науськивают, дабы отвести от себя “громы и молнии гнева народного”.
Что касается среднеазиатских государств СНГ, то, как ни стараются некоторые националисты облить грязью прошлое, от фактов не уйдешь. Прочитайте, что приказывал “завоеватель Туркестана” генерал Скобелев более чем 100 лет тому назад: “Вообще, с Азией надо обходиться умеючи. Она и ничтожна, и страшна... Средняя Азия до сих пор держалась скорее обаянием, соединенным с беспрерывными славными успехами, чем силою наличного числа войска... Победу европейцы понимают по-своему и впредь будут понимать так же, Азия же понимает победу совершенно иначе, а потому на рассматриваемые вопросы того или другого неудачного дела в Азии следует прикидывать масштаб азиатский, а не европейский”.
Конечно, не все российские генералы были такими. Как и негенералы - тоже. Преступники, воры, грабители были, есть и будут во всех обществах, независимо от расы, национальности, вероисповедания...
Но факт, что население постсоветской Средней Азии гораздо более толерантно. Здесь полностью прав Назарбаев, возрождающий идею евразийства. Мы - евразийцы. Мой приятель академик Иван Стеблин-Каменский пишет: “На эту тему можно вспомнить гениальную, я считаю, формулировку Владимира Соловьева: “Россия - это мост между безбожным человеком Запада и бесчеловечным богом Востока”. И второе изречение: если вы в Азии чувствуете себя европейцем, а в Европе - азиатом, значит, вы - русский. Это уже народный афоризм, фольклор. И тоже верный. Когда приезжаешь в какой-нибудь азиатский город, где бывает довольно грязно, то чувствуешь себя европейцем. А в каком-нибудь чистеньком европейском городе, к примеру, я чувствую себя азиатом...”
Иван знает, о чем говорит, так как после окончания Ленинградского университета проработал пять лет учителем школы на таджикском Памире и является крупнейшим исследователем центральноазиатских языков (древних и современных).
Эзотерик Г. Гурджиев писал: “Европейское образование заключается в осмыслении объекта наблюдения, в то время как азиаты получают информацию с помощью чувств или даже инстинктов”.
Вот вам и мировоззрение, и менталитет одновременно - глубокая пропасть между Востоком и Западом, через которую перекинуть мостик чрезвычайно трудно. Требуются века...
Иран действительно был перекрестком всех дорог по пути в ту самую Индию (а их ведь несколько). Что его и сгубило, так как был вынужден ложиться под каждого завоевателя. Но иранцы и это выдержали, и сохранили свой язык и свою культуру. Правда, после Исламской революции их “занесло”. Им хочется показать, что все вокруг осталось по-прежнему, а один Иран изменился, т. е. стал сильным и непобедимым и может теперь диктовать свои условия. А ведь изменилось почти все, и от “имперского мышления” пора отказаться, оставив себе и силу, и независимость. Только не надо угроз, не надо уподобляться американцам. Нужно оставаться Ираном, помня о Персии.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Akskl

  • 1 ноября 2010 02:08
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
В 1881 г. Геок-Тепе в Ахалском оазисе - главная цитадель Теке-Туркмен - была полностью захвачена Русской армией после нескольких неудачных попыток. Достоевский ликовал по поводу успеха Русской 'экспедиции' возглавляемой Генералом Михаилом Скобелевом (который ранее уже сделал себе имя в Русско-турецких войнах 1877-78 гг.):
«... да здравствует наша победа в Геок-Тепе! Да здравствует Скобелев и его солдаты, и вечная память павшим героям! 23. Писатель демонстрировал такой же энтузиазму по отношению к Скобелеву, какой Романтики (Пушкин, Лермонтов – прим.А.) демонстрировали по отношению к успехам Ермолова на Кавказе. В той же самой главе в «Геок-Тепе. Какое значение имеет для нас Азия?» Достоевский пишет:

«Геок-Тепе взято, Текинцы хотя и не полностью сокрущенные – приведены к подчинению. Однако, победа, несомненно, наша.» 24

Осада Геок-Тепе являетcя в российской истории актом геноцида в котором по крайней мере 20 000 человек, включая женщин и детей, были преднамеренно вырезаны (massacred) Русской армией. Молодой протеже Ермолова, Скобелев, «Кровавые Глаза» как его называли Туркмены, открыто выражает свои методы покорения:

«Я держу это за принцип, что в Азии продолжительность мира находится в прямой пропорции к той резне, которую вы устраиваете врагу. Чем сильнее вы ударяете по ним, тем дольше они будут тихими впоследствии. Моя система - это: Ударить сильно и продолжать поражать до тех пор, пока сопротивление не будет полностью закончено: тогда сразу формируйте ряды, прекращайте резню, и будьте добры и гуманны к обессиленному врагу.» 25

Джордж Курзон (Керзон) посетил этот регион вскоре после его аннексии. Описывая осаду Геок-Тепе, этот Англичанин стремился дистанцировать Англичан от Российской тактики аннексии одновременно повторяя слова о Восточной пассивности и покорности перед лицом завоевания:
«Больший контраст, чем это может едва представляться по отношению к Британскому методу, который состоит в том, чтобы сделать несколько осторожных легких и частых ударов, чем один лобовой удар; твердо запрещать все грабежи или резню, и воздержаться не менее чем полностью от последующего братания. Не может быть сомнений в том, что Русская тактика, хотя может быть и аморальна,но чрезвычайно эффективна с практической точки зрения, и что Восточные люди в частности, в чьей памяти, «отпечаталось такое ужасное бедствие, расположены признать в тяжелой руке завоевателя всесильное желание Бога, и перейти сразу от ярого антагонизма к мирному и даже дружественному подчинению» 26

Kalpana Sahni "Crucifying the Orient - Russian Orientalism and the Colonization of Caucasus and Central Asia" - White Orchard Press, Bangkok, Thailand; The Institute for Comparative Research in Human Culture, Oslo, first published 1997
(Перевод с английского - мой, А.)
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение