|
Ботагоз Сейдахметова
В недавней международной конференции на Иссык-Куле, к моему глубокому сожалению, не приняли участие эксперты из Узбекистана. У меня накопилось к ним много вопросов, ведь тема самой населенной и самой богатой традициями всякого рода страны не может никого из аналитиков оставить равнодушным. Поскольку главной темой конференции была тема возможной интеграции стран нашего региона, уже после мероприятия я подошла с вопросами к одному из узбекских политологов Бахтиеру Эргашеву
В частности, мы с ним обсудили такие вопросы, как внешняя политика Ташкента. Мы поговорили с ним о том, кто является главным внешнеполитическим партнером Узбекистана. О том, как можно охарактеризовать двусторонние отношения между нашими государствами - Казахстаном и Узбекистаном. И, наконец, задела еще раз традиционный вопрос для постсоветской истории нашего региона - существует ли конкуренция между нами, о которой любят говорить многие аналитики?
При определении принципов внешней политики Узбекистана Бахтиер Эргашев выделил два направления. Первое - внешняя политика Узбекистана исходит из приоритетов внутренней политики, является ее продолжением и исходит из национальных интересов.
Второе направление, по мнению узбекского аналитика, - это прагматизм как основа внешней политики Узбекистана.
По мнению Бахтиера Эргашева, “за годы постсоветского развития узбекская внешняя политика приобрела свой стиль, в основе которого лежат жесткий прагматизм, отказ от излишней риторики, отказ от самопиара и самолюбования”. Он уверен, что “узбекскую внешнюю политику трудно обвинить в том, что она выдвигает легковесные политические проекты, разглагольствует о всяких интеграционных объединениях”.
Впрочем, на мой взгляд, при этом президент Узбекистана Ислам Каримов довольно болезненно воспринимал интеграционные инициативы нашего президента Нурсултана Назарбаева. Так что, как минимум, узбекское руководство неравнодушно к “разглагольствованиям” об интеграции в Центральной Азии.
Что касается внешнеполитического партнера Узбекистана, Эргашев говорит, что “у Узбекистана нет одного главного внешнеполитического партнера”. И добавляет - “и надеюсь, не будет”.
Он объясняет это тем, что у Узбекистана есть стратегические цели - модернизация страны, построение эффективной экономики, стабильной политической системы, и в центре всех этих целей лежит стремление к обеспечению достойной жизни для граждан Узбекистана. “Исходя из этого Узбекистан устанавливает и реализует приоритеты в своей внешней политике.
Если Узбекистан решает задачи экономической модернизации, технического перевооружения и переоснащения производственных мощностей, то та страна, которая может помочь Узбекистану в этом, и будет главным экономическим партнером. И не важно, что это может кому-то не понравиться”, - подчеркивает узбекский эксперт.
Довольно жесткая и откровенная позиция, которая, собственно, и дает периодически о себе знать.
По поводу принципа “многовекторной внешней политики” Эргашев считает, что внешняя политика любой страны, имеющей ответственное и самостоятельное правительство, обязана быть многовекторной в той или иной форме. “Только какая-нибудь колония, не имеющая реального суверенитета, обречена на одновекторную внешнюю политику, ориентированную в основном на своего доминиона”.
“Односторонняя ориентация в своей внешней политике для суверенного государства исключительно на то или иное государство просто неприемлема, и Узбекистан сугубо прагматично, на разных этапах своего независимого развития, исходя из национальных приоритетов вел свою внешнюю политику, - продолжает мой узбекский собеседник. - И определенные страны на том или ином этапе были “чуть более приоритетными”, но никогда эти отношения не были построены на отказе от сотрудничества с другими странами. Хотелось бы в этой связи отметить то, что само понятие “многовекторной политики” оказалось на сегодня немного дискредитированным”.
В качестве примера он приводит политику, проводимую при президенте Кыргызстана Бакиеве, которая называлась “многовекторной”.
“Это была очень извращенная форма многовекторной политики, в основе которой лежали беспринципность и торгашество, - уверен Эргашев. - И именно они были положены в основу внешней политики Кыргызстана. Когда президент одной из стран региона предлагает один и тот же аэродром различным странам - это не многовекторная политика, а базарный торг, когда стремление получить более высокую цену за аренду аэродрома становится важнее национальных интересов и приоритетов обеспечения национальной безопасности страны. Поэтому я за то, чтобы мы отделяли внешнюю политику, основанную на учете национальных интересов, жестко прагматичную по своей сути и многовекторную по своей форме от “базарной” дипломатии, где внешняя политика сведена к торговле по поводу цены за аренду того или иного объекта инфраструктуры”.
Конечно, мы затронули и тему отношений наших государств.
Он согласен с тем, что Узбекистан и Казахстан - это две страны в регионе, потенциал которых позволяет охарактеризовать их как лидеров Центральной Азии. Но при этом добавляет, что отношения между двумя нашими странами назвать конфликтными нельзя. (Это на мою реплику о стрельбе на границе с Узбекистаном.)
При этом он считает, что “никто в здравом уме убеждать нас в том, что в отношениях между нашими странами нет проблем, тоже не будет. Наши отношения находятся где-то между этими двумя крайними точками”.
“Назовите хоть одну проблему, по которой позиции Узбекистана и Казахстана были бы принципиально противоположны?” В доказательство он приводит такие примеры: проблемы по делимитации и демаркации границ за исключением двух или трех небольших участков - эта работа завершена. Проблема водообеспечения и водораспределения в регионе - позиции наших стран совпадают практически по всем пунктам, говорит он.
Эргашев говорит, что Узбекистан не вступил в Таможенный союз и у него есть свои аргументы в пользу своей осторожной позиции, но при этом он присматривается к этой очередной попытке интеграции. Он подчеркивает, что никаких отрицательных эмоций по поводу этой организации не высказывает. Можно отметить и то, что экономики Узбекистана и Казахстана во многом взаимодополняют друг друга. В сельском хозяйстве, в производстве строительных материалов, металлургии, машиностроении.
“И, наконец, мы не конкурируем на нефтяных рынках”, - иронизирует мой собеседник.
Он считает, что аналитики и исследователи вот уже многие годы сталкивают лбами Узбекистан и Казахстан, говорят о “схватке тигров на азиатском ковре”, имея в виду Узбекистан и Казахстан. “Но, на мой взгляд, конфликтогенный потенциал в отношениях между двумя странами гораздо ниже, чем в тех же отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном. И я уверен в том, что два государства - лидеры региона, смогут эффективно и плодотворно сотрудничать”, - говорит в завершение узбекский аналитик. |