ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Узбекский прагматизм против базара Мир

Ботагоз Сейдахметова
В недавней международной конференции на Иссык-Куле, к моему глубокому сожалению, не приняли участие эксперты из Узбекистана. У меня накопилось к ним много вопросов, ведь тема самой населенной и самой богатой традициями всякого рода страны не может никого из аналитиков оставить равнодушным. Поскольку главной темой конференции была тема возможной интеграции стран нашего региона, уже после мероприятия я подошла с вопросами к одному из узбекских политологов Бахтиеру Эргашеву

В частности, мы с ним обсудили такие вопросы, как внешняя политика Ташкента. Мы поговорили с ним о том, кто является главным внешнеполитическим партнером Узбекистана. О том, как можно охарактеризовать двусторонние отношения между нашими государствами - Казахстаном и Узбекистаном. И, наконец, задела еще раз традиционный вопрос для постсоветской истории нашего региона - существует ли конкуренция между нами, о которой любят говорить многие аналитики?
При определении принципов внешней политики Узбекистана Бахтиер Эргашев выделил два направления. Первое - внешняя политика Узбекистана исходит из приоритетов внутренней политики, является ее продолжением и исходит из национальных интересов.
Второе направление, по мнению узбекского аналитика, - это прагматизм как основа внешней политики Узбекистана.
По мнению Бахтиера Эргашева, “за годы постсоветского развития узбекская внешняя политика приобрела свой стиль, в основе которого лежат жесткий прагматизм, отказ от излишней риторики, отказ от самопиара и самолюбования”. Он уверен, что “узбекскую внешнюю политику трудно обвинить в том, что она выдвигает легковесные политические проекты, разглагольствует о всяких интеграционных объединениях”.
Впрочем, на мой взгляд, при этом президент Узбекистана Ислам Каримов довольно болезненно воспринимал интеграционные инициативы нашего президента Нурсултана Назарбаева. Так что, как минимум, узбекское руководство неравнодушно к “разглагольствованиям” об интеграции в Центральной Азии.
Что касается внешнеполитического партнера Узбекистана, Эргашев говорит, что “у Узбекистана нет одного главного внешнеполитического партнера”. И добавляет - “и надеюсь, не будет”.
Он объясняет это тем, что у Узбекистана есть стратегические цели - модернизация страны, построение эффективной экономики, стабильной политической системы, и в центре всех этих целей лежит стремление к обеспечению достойной жизни для граждан Узбекистана. “Исходя из этого Узбекистан устанавливает и реализует приоритеты в своей внешней политике.
Если Узбекистан решает задачи экономической модернизации, технического перевооружения и переоснащения производственных мощностей, то та страна, которая может помочь Узбекистану в этом, и будет главным экономическим партнером. И не важно, что это может кому-то не понравиться”, - подчеркивает узбекский эксперт.
Довольно жесткая и откровенная позиция, которая, собственно, и дает периодически о себе знать.
По поводу принципа “многовекторной внешней политики” Эргашев считает, что внешняя политика любой страны, имеющей ответственное и самостоятельное правительство, обязана быть многовекторной в той или иной форме. “Только какая-нибудь колония, не имеющая реального суверенитета, обречена на одновекторную внешнюю политику, ориентированную в основном на своего доминиона”.
“Односторонняя ориентация в своей внешней политике для суверенного государства исключительно на то или иное государство просто неприемлема, и Узбекистан сугубо прагматично, на разных этапах своего независимого развития, исходя из национальных приоритетов вел свою внешнюю политику, - продолжает мой узбекский собеседник. - И определенные страны на том или ином этапе были “чуть более приоритетными”, но никогда эти отношения не были построены на отказе от сотрудничества с другими странами. Хотелось бы в этой связи отметить то, что само понятие “многовекторной политики” оказалось на сегодня немного дискредитированным”.
В качестве примера он приводит политику, проводимую при президенте Кыргызстана Бакиеве, которая называлась “многовекторной”.
“Это была очень извращенная форма многовекторной политики, в основе которой лежали беспринципность и торгашество, - уверен Эргашев. - И именно они были положены в основу внешней политики Кыргызстана. Когда президент одной из стран региона предлагает один и тот же аэродром различным странам - это не многовекторная политика, а базарный торг, когда стремление получить более высокую цену за аренду аэродрома становится важнее национальных интересов и приоритетов обеспечения национальной безопасности страны. Поэтому я за то, чтобы мы отделяли внешнюю политику, основанную на учете национальных интересов, жестко прагматичную по своей сути и многовекторную по своей форме от “базарной” дипломатии, где внешняя политика сведена к торговле по поводу цены за аренду того или иного объекта инфраструктуры”.
Конечно, мы затронули и тему отношений наших государств.
Он согласен с тем, что Узбекистан и Казахстан - это две страны в регионе, потенциал которых позволяет охарактеризовать их как лидеров Центральной Азии. Но при этом добавляет, что отношения между двумя нашими странами назвать конфликтными нельзя. (Это на мою реплику о стрельбе на границе с Узбекистаном.)
При этом он считает, что “никто в здравом уме убеждать нас в том, что в отношениях между нашими странами нет проблем, тоже не будет. Наши отношения находятся где-то между этими двумя крайними точками”.
 “Назовите хоть одну проблему, по которой позиции Узбекистана и Казахстана были бы принципиально противоположны?” В доказательство он приводит такие примеры: проблемы по делимитации и демаркации границ за исключением двух или трех небольших участков - эта работа завершена. Проблема водообеспечения и водораспределения в регионе - позиции наших стран совпадают практически по всем пунктам, говорит он.
Эргашев говорит, что Узбекистан не вступил в Таможенный союз и у него есть свои аргументы в пользу своей осторожной позиции, но при этом он присматривается к этой очередной попытке интеграции. Он подчеркивает, что никаких отрицательных эмоций по поводу этой организации не высказывает. Можно отметить и то, что экономики Узбекистана и Казахстана во многом взаимодополняют друг друга. В сельском хозяйстве, в производстве строительных материалов, металлургии, машиностроении.
“И, наконец, мы не конкурируем на нефтяных рынках”, - иронизирует мой собеседник.
Он считает, что аналитики и исследователи вот уже многие годы сталкивают лбами Узбекистан и Казахстан, говорят о “схватке тигров на азиатском ковре”, имея в виду Узбекистан и Казахстан. “Но, на мой взгляд, конфликтогенный потенциал в отношениях между двумя странами гораздо ниже, чем в тех же отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном. И я уверен в том, что два государства - лидеры региона, смогут эффективно и плодотворно сотрудничать”, - говорит в завершение узбекский аналитик.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение