|
Ботагоз Сейдахметова
История отношений США со среднеазиатскими республиками бывшего Советского Союза напоминает отношения отца и блудного сына. Дядя Сэм для некоторых из нас давно стал вполне себе Папой Сэмом, который подбрасывает финансовую помощь каждый раз, когда заблудший сын возвращается с поникшей головой. Пожалуй, самый вредный и самый любимый из сыновей - это Узбекистан. Именно на него, и не без основания, в свое время делали ставки в странах Запада. Именно Ташкент должен был стать столицей новой свободной Средней Азии, точнее Центральной Азии.
Сегодня, почти через 20 лет после распада СССР и установившихся правил политический игры на постсоветском пространстве, событий в Андижане, Узбекистан в глазах западных политиков все так же остается центром нашего региона
На прошлой неделе информационные агентства сообщили, что Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о том, что “США нацелены на расширение сотрудничества с Узбекистаном”. В частности, в своем заявлении г-жа Клинтон выразила уверенность в том, что крепкое партнерство между Узбекистаном и США будет “способствовать стабильности, безопасности и благосостоянию во всей Центральной Азии”.
И, возможно, глава внешнеполитического ведомства США права.
Хиллари Клинтон подчеркнула, что “последние несколько лет мы работали сообща над укреплением отношений между нашими странами, и сегодня Соединенные Штаты гордятся своим сотрудничеством с народом Узбекистана во многих областях - начиная с науки и образования и заканчивая построением гражданского общества и улучшением торговли”. “Мы рассчитываем расширить эту работу по мере дальнейшего углубления нашего двустороннего сотрудничества”, - отметила она.
О первом потеплении в отношении Узбекистана официальный Вашингтон заговорил после 11 сентября 2001 года. Тогда Ташкент стал одним из партнеров по борьбе с глобальным терроризмом. По некоторым сведениям, известно, что тогда же президент США Буш принял президента Узбекистана Ислама Каримова в Белом доме и Соединенные Штаты дали Узбекистану свыше 500 миллионов долларов “для контроля границы и других мер безопасности”. Потом был период терактов в Ташкенте, андижанские события.
Новое улучшение отношений между США и Узбекистаном, по мнению наблюдателей, стало заметно после прихода к власти Барака Обамы. То бишь уже после того, как стали постепенно стихать разговоры и критика в адрес узбекского руководства относительно трагических событий в Андижанской области Узбекистана. Критики стало заметно меньше и со стороны ведущих европейских государств. И вообще, ощущение, что все просто забыли о том, что случилось в Узбекистане в мае 2005 года.
А ведь на деле трагедия Андижана является той же водораздельной датой в истории Узбекистана, как 11 сентября 2001 года для США и всего мира. И сам президент страны Ислам Каримов говорил, что “андижанские события 2005 года стали испытанием для всей нации”. Позволю себе процитировать его слова, которые были опубликованы в официальном узбекском источнике - национальном агентстве Узбекистана УзА.
В частности, узбекский президент подчеркнул тогда, что “твердая позиция андижанцев помогла сохранить стабильность не только в Узбекистане, но и в соседних странах Центральной Азии”. “Это было испытанием для народа. Вы выдержали это испытание, своей верой, самоотверженностью и решительностью сказав: “Нет, мы не участвуем в подобных делах. Мы имеем свою твердую позицию”. И вы выстояли, отвечая на вопрос: “Кто мы?”, и остановили тех, кто испытывал сомнение”, - цитирует узбекское информационное агентство. При этом Ислам Каримов еще раз подчеркнул, что “теперь, после того, как прошло некоторое время, все мы хорошо осознаем, что это помогло сохранить стабильность не только в Узбекистане, но и в соседних странах Центральной Азии”.
Напомню, что о стабильности в Центральной Азии, которой способствует Узбекистан, говорит сегодня не только Хиллари Клинтон.
О том, что беспорядки в одном из пяти государств Центральной Азии могут с легкостью перекинуться на весь регион, говорили и тогда, после Андижана 2005 года, и после первой киргизской революции, и в этом году после трагических событий в Ферганской долине на юге Кыргызстана.
Вообще, складывается ощущение, что в последние пять лет страны нашего региона живут в перманентном тайном страхе: как бы чего не случилось, как бы соседские проблемы не стали нашими. И хотя формально мы остаемся странами одного интеграционного поля под названием СНГ, в дни особого шока власти тут же начинают укреплять границы с беспокойными соседями.
Узбекистан в этом смысле держит оборону уже не первый год. После ошских событий этого лета граница между Узбекистаном и Кыргызстаном и вовсе находится под замком. А информационные агентства только и успевают, что передавать новости о том, как “Кыргызстан и Узбекистан обменялись задержанными на границе” или “Узбекистан задержал еще двух киргизских пограничников”... Новости о перестрелке на границе Узбекистана с Казахстаном имели место еще пять лет назад.
Между тем после андижанских событий 2005 года Узбекистан активно возобновляет прерванные контакты с Западом. В 2008 году официальный Ташкент принял решение о своем выходе из ЕвразЭС, а также об одностороннем закрытии границ с Таджикистаном. При этом Узбекистан не раз критиковал деятельность наших региональных организаций, таких как ЕвразЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС.
|
Ташкент - город хлебный, город - небо, город - быль и небыль...
|
И, надо сказать, весьма конструктивно. В частности, в Ташкенте считают, что на межпарламентских встречах стран ЕвразЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС принимают участие одни и те же лица и повестки дня дублируются. Узбекский посол в Москве предлагал создать на базе СНГ ассамблею и пригласить туда китайскую сторону, чтобы избежать дублирования этих вопросов. По его мнению, встречи в рамках ШОС должны быть сосредоточены на решении вопросов безопасности и борьбы с терроризмом, потому что эффективнее всего ШОС решает именно эти вопросы.
Впрочем, критика Ташкентом деятельности региональных организаций, как правило, сопровождается внешнеполитическими метаниями - то приостановка членства в организации, то возвращение. “Метания узбекской дипломатии являются симптоматичными”, - часто говорят аналитики.
И все же, если вернуться к теме стабильности в Центральной Азии, не надо забывать популярный фактор энергетики. И тот факт, что на деле Запад рассматривает наш регион как один из ключей к обеспечению своей энергетической безопасности, в том числе от российского экспорта. Проще говоря, мы находимся на перекрестке интересов Запада и России. И эта борьба Востока и Запада делает страны нашего региона особенно уязвимыми с точки зрения политической, военной, экономической, идеологической и информационной безопасности.
Вот последний показательный пример. Многие наши отечественные аналитики уверены, что уход американских войск из Афганистана и Ирака на деле может спровоцировать беспорядки в этих государствах. В частности, местные марионеточные режимы могут быть быстро сметены повстанцами, и на гребне антиамериканской волны придут к власти новые правители. Особо теплые отношения США с Индией могут спровоцировать ухудшение ситуации в Пакистане.
Короче, обложили нас со всех сторон крепко.
Новейшая история взаимоотношений вчерашних среднеазиатских советских республик с США и остальным миром, на мой взгляд, четко связана с некими выгодами, которые та сторона пытается для себя заполучить от государств нашего региона - нефть, газ, соседство с Афганистаном, Пакистаном, Ираном и прочее, прочее. В ответ на это мы получаем “добро” на то существование, которое избрали, кроме того, финансовую помощь.
Ну вот, к примеру, те самые события 9-летней давности 11 сентября, которые вовлекли весь мир в военную операцию США в Ираке и Афганистане, изменили и двусторонние отношения США с Узбекистаном. Ташкент предоставил свои аэродромы для дозаправки перед полетом в Ирак и Афганистан самолетам антитеррористической коалиции. А Вашингтон и в целом Запад вдруг перестали задавать неудобные вопросы о демократии и правах человека. Вы же не станете отрицать, что в наших пенатах не все в порядке с правами человека, со свободами, что коррупция по-прежнему остается проблемой номер один, которая тормозит ситуацию и в обществе, и в экономике, и в социальной сфере? Выходит, что нас, среднеазиатов, и, в частности, узбеков, Запад просто-напросто “купил” на определенное время? Лично я вижу корень наших проблем, а точнее проблем наших властей, с одной стороны, в относительной молодости как национального государства (то бишь, по сути, мы еще не переросли феодализм), а с другой - всему виной наш азиатский или, точнее, среднеазиатский менталитет...
Узбеки - народ известный своим трудолюбием, добротой. Лично мне очень импонирует вежливость, которая заложена и в узбекском языке, и в традиционном воспитании. Но речь идет скорее о простом народе, иначе как объяснить ситуацию в приграничных районах Узбекистана? Как объяснить тот факт, что с каждым годом перейти границу Узбекистана становится все сложнее и сложнее?
В Средней Азии Узбекистан был одним из наиболее экономически развитых государств - имел развитое сельское хозяйство, тяжелую промышленность. Кроме того, именно в Ташкенте базировались военные объекты, военные учебные учреждения. Отсюда и амбиции официального Ташкента на лидерство в нашем регионе. Собственно, и сегодня Узбекистан собирает самолеты и автомобили на базе “Боингов” и корейских “Нексий”. Узбекистан первым из всех стран СНГ начал экономический рост. Если в 1991 году в структуре ВВП сельское хозяйство занимало 36 процентов, то в 2001 году - 21.
По мнению одного из узбекских экономистов, политика индустриализации не решила проблем. Во-первых, упор на строительство крупных производств не привел к технологическому рывку, потому что почти половина промышленных проектов оказалась нерентабельной и не сработала. К тому же цифры роста ВВП не коррелировали с ростом доходов населения. “Таким образом, к 2003 году стало понятно, что эта политика не оправдала надежд, которые на нее возлагали. В 2005 году было принято решение об экспортоориентированной экономике. Началась реализация 12 отраслевых программ модернизации технического перевооружения. 2009 год - год перехода к 12-летнему среднему образованию. Мы закончили структурные реформы в сельском хозяйстве - перешли на фермерское хозяйство”, - говорит экономист.
Однако вопрос об уровне жизни среднестатистического узбекистанца из ряда риторических.
По официальным узбекским прогнозам, население Узбекистана к 2025 году должно достигнуть 33 миллионов человек, при этом сельское население страны будет составлять 22 миллиона человек. Существуют также официальные прогнозы о том, что к 2040 году население страны превысит отметку в 40 миллионов человек. И это весомый аргумент для узбекских властей, которые будут вынуждены вести политику с учетом демографического фактора. И тут любая помощь подойдет. Особенно из-за океана.
В Средней Азии Узбекистан был одним из наиболее экономически развитых государств - имел развитое сельское хозяйство, тяжелую промышленность. Кроме того, именно в Ташкенте базировались военные объекты, военные учебные учреждения. Отсюда и амбиции официального Ташкента на лидерство в нашем регионе. Собственно, и сегодня Узбекистан собирает самолеты и автомобили на базе “Боингов” и корейских “Нексий”. Узбекистан первым из всех стран СНГ начал экономический рост. Если в 1991 году в структуре ВВП сельское хозяйство занимало 36 процентов, то в 2001 году - 21. |