|
Ботагоз Сейдахметова
В Кыргызстане идет подготовка к парламентским выборам, после которых страна перейдет на новую систему правления. Так что намеченный для этого день - 10 октября 2010 года - может стать новой знаменательной датой в истории независимого Кыргызстана. А пока главный момент грядущего события - это то, что будут созданы легитимные органы власти, что позволит начать процесс урегулирования ситуации в стране.
Уже сегодня известно, что в выборах будут участвовать 57 политических партий. К слову, только треть из официально зарегистрированных партий в стране.
Вообще эта небольшая среднеазиатская страна поражает масштабами демократических символов - около 100 политических партий, активный электорат, третий президент.
И все же нам, как самым ближайшим соседям, очень хотелось бы знать, как долго будет сохраняться почва для различных конфликтов, причем не только на юге Кыргызстана? Станет ли парламентская система решением ключевых проблем страны?
С этими и другими вопросами я обратилась к киргизскому аналитику и конфликтологу Жыргалбеку Касаболотову
Волнения последних пяти месяцев в Кыргызстане стали уже почти привычными. И для журналистов это постоянный источник для творческого вдохновения и аналитических откровений. На деле нас все же больше волнует вопрос скорейшего восстановления стабильности в этой стране. Ведь спокойное соседство лучше нескучной журналистики.
Вот и последний летний месяц в Кыргызстане начался не по-отпускному.
В Бишкеке 5 августа прошел митинг сторонников бизнесмена, лидера партии “Мекен-Туу” Урмата Барыктабасова. Часть его сторонников собралась в Бишкеке для проведения курултая (народного собрания), чтобы, по их собственным словам, обсудить ситуацию в стране и высказать свои требования новым властям.
Урмат Барыктабасов - известный бизнесмен, который долго работал в Казахстане. В Кыргызстане он известен тем, что после событий 24 марта 2005 года создал партию “Мекеним Кыргызстан”, которая активно начала работать с населением, а он сам выставил свою кандидатуру на пост президента. Центризбирком Кыргызстана тогда отказал ему в регистрации в качестве кандидата, утверждая, что он является гражданином Казахстана. Летом 2005 года его сторонники, собравшись на митинг, вошли в Дом правительства, после чего их разогнали силовые структуры, а сам Барыктабасов покинул пределы Кыргызстана.
В 2010 году он появился в Кыргызстане после смены власти, создал новую партию “Мекен-Туу” и заявил, что не признает принятую недавно Конституцию. После его приезда на родину из Казахстана пришел запрос в Кыргызстан о том, что он в Казахстане объявлен в международный розыск за преступления экономического характера.
- Жыргалбек, справилась ли новая власть со стабилизацией ситуации в столице?
- Как таковой, дестабилизации в столице не было. Митинг проходил сначала у памятника Максиму Горькому, затем у здания Жогорку Кенеша (парламента), в котором нынче работают президент и члены правительства. По словам самих митингующих, никто из представителей руководства страны не принял их делегацию. В самом городе жизнь продолжалась в обычном режиме, а многие узнали о прошедшем митинге только из новостей.
Власти заявили, что у самого Барыктабасова денег на проведение такой акции уже не было и что его действия профинансировали представители прежней власти. При этом каких-либо убедительных доказательств такого утверждения широкой публике не было представлено.
- Жыргалбек, я общалась с европейскими наблюдателями, которые недавно вернулись из Кыргызстана. Из полученных впечатлений лично я сделала неутешительные прогнозы на ближайшее будущее страны. В частности, по мнению европейских дипломатов (думаю, что они беспристрастны), ошские события носят выраженный этнический характер. По их словам, мэр Оша откровенно говорит о том, что Ош - только для киргизов. Кроме того, они отмечают факт криминализации местечковых властей на юге страны. Как Вы могли бы прокомментировать этот европейский взгляд?
- Я сам не слышал такого утверждения мэра Оша, хотя довольно тщательно отслеживаю прессу. Правда, мэр Оша никогда и не скрывал своей националистической позиции, хотя ее тоже можно понимать и трактовать по-разному.
Но вот насчет беспристрастности европейских дипломатов у меня очень большие сомнения после неоднократных фактов одностороннего освещения данных событий представителями западной прессы, которые брали интервью только у узбеков и подсчитывали жертвы только с их стороны. Сомнение становится еще сильнее, если учесть, что некоторые западные дипломаты задолго до итогов международного или национального расследования заявляют о геноциде и так далее.
То, что в Оше и Джалал-Абаде произошел конфликт именно между представителями двух этносов, никто и не скрывает. Не секрет и то, что эта проблема накапливалась годами.
Уже давно остро стоит проблема полноценной интеграции представителей узбекского сообщества в местное общество, поскольку многие из них не говорят на государственном или официальном языке, информационно и лингвистически больше интегрированы с соседним Узбекистаном, чем с Кыргызстаном, живут обособленно в закрытых кварталах. Пока такой интеграции нет, и до тех пор, пока звучат призывы о создании автономии или предоставлении узбекскому языку официального статуса, никакого мира не будет. Последние события, напротив, сплотили киргизов, и в этом отношении фактор юга и севера уже не будет играть такой роли, как раньше.
Если конфликт возобновится снова, никакие иностранные миротворцы уже не помогут - если местное население посчитает их действия односторонними, их будут брать просто голыми руками, отбирать оружие и стрелять в своих противников, кататься на их технике и разбирать ее на запчасти. После 7 апреля и тем более конфликта на юге многие участники этих событий уже не боятся ни оружия, ни тем более спецсредств. Те, кто боится, уже уезжают.
Криминал, о котором Вы спрашиваете, - явление, достаточно широко распространенное во многих странах. Если говорить о роли неформальных коммуникаций, то надо признать, что со времени обретения независимости криминализация власти в Кыргызстане была всегда. Особенно во время правления Бакиева было очень много примеров демонстрации связей представителей власти с лицами, которых общество уверенно относило к числу лидеров криминального мира. Особенностью нынешней ситуации является то, что криминал, кроме сохранения прежних связей, активно ищет пути сотрудничества с представителями нынешней власти.
Пока нельзя однозначно сказать, насколько преступные группировки в этом преуспели. Более или менее устойчивой иерархии, как раньше, уже нет, многие авторитетные лидеры погибли, некоторые подались в бега, поэтому на местах осталось или появилось достаточно криминальных лидеров местного масштаба, причем подавляющее большинство из них киргизы, что соответствует этническому соотношению страны.
Что касается людей, которые имели влияние на узбекское сообщество на юге в этом плане, то криминальный лидер узбекского происхождения Айбек Мирсыдыков в этом году был убит неизвестными. А Кадыржан Батыров, который считал себя политиком и лидером узбекской общины, но у которого тоже было много вооруженных боевиков, находится в бегах после известных событий.
- Как строятся двусторонние отношения новых киргизских властей с Ташкентом?
- У меня нет специальной информации об этом. Но, судя по заявлениям президента Каримова, он достаточно ясно осознает всю сложность ситуации для своей страны и для региона и, на мой взгляд, делает совершенно правильно, когда занимает позицию невмешательства во внутренние дела Кыргызстана, обещая, что при нем Узбекистан никогда не будет воевать с киргизским народом.
Предложение официального Ташкента ускорить процесс делимитации границ может указывать на желание Узбекистана поскорее обозначить границы с нестабильным ныне соседом и раз и навсегда укрепить их для собственной безопасности. Также вполне возможно, что идет расчет на то, что в условиях слабой центральной власти в Кыргызстане легче будет добиться более выгодных для себя условий делимитации.
- Жыргалбек, Ваш прогноз на ближайшее будущее вашей страны? Надеетесь ли Вы на то, что парламентская политическая система изменит ситуацию в стране к лучшему?
- На мой взгляд, Кыргызстан еще долго будет зоной политических и околополитических конфликтов. В ближайшей перспективе следует ожидать конфликтов, которые обусловлены: 1) далеко не всегда популярной политикой новой власти и нынешним экономическим кризисом; 2) неразрешенными конфликтами, которые вошли в латентную стадию; 3) нормами новой Конституции, особенно в период и после парламентских выборов.
В ближайшие годы экономическая ситуация будет усугубляться, правительство - как нынешнее, так и то, которое может прийти к власти, - будет вынуждено работать в режиме пожарной команды. Но некоторые решения станут более качественными, появятся новые кадры, новые явления и новые политические технологии. Общая тенденция заключается в том, что власти все больше и больше вынуждены считаться с мнением тех или иных групп граждан.
Нельзя сказать, что склонны считаться, но именно вынуждены. Потому что у людей очень силен дух протеста, инстинкт разрушения, а созидательное направление для трансформации этой энергии не указали пока ни власти, ни неформальные лидеры. Это проблема, решение которой необходимо уже сейчас.
Вместе с тем возможен еще один конституционный кризис и необходимость возврата к Конституции 1993 года или внесения изменений в нынешнюю.
С учетом всего этого внешняя миграция будет увеличиваться в масштабах. Не исключено, что демографическая картина на юге в этническом разрезе может заметно поменяться в сторону уменьшения соотношения этнических узбеков, многие из которых уже не хотят быть гражданами Кыргызстана. Останутся те из них, которые готовы интегрироваться в местное сообщество. |