ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Авторитаризм губит демократию Мир

Ботагоз Сейдахметова из Алматы
С приходом во власть президента Виктора Януковича Украина начала постепенно отходить от своих западных приоритетов во внешней политике, таких как вхождение в ЕС, НАТО. И, напротив, совсем недавно выразила желание войти в ШОС, то есть, по сути, в восточную структуру. А чего ждут или хотят граждане Украины от властей во внутренней и внешней политике? Об этом и многом другом в беседе с украинским политологом, директором института глобальных стратегий Вадимом Карасевым

- Вадим Юрьевич, как сегодня распределена власть в Украине - равномерно или сосредоточена в одних руках, у одной политической группы? Как работает цепочка: президент - парламент - премьер-министр?
- Власть сосредоточена в руках Партии регионов президента Виктора Януковича. За время своего президентства - чуть больше 4 месяцев - он сумел сконцентрировать административную власть с помощью достаточно сомнительных методов, иногда неконституционных. Сегодня он на пути реальной попытки трансформировать режим парламентско-президентского типа в политический режим, похожий на режим личной власти.
Почему сомнительных? Потому что по Конституции 2006 года власть в Украине строилась на следующих основаниях: это выборы, формирование в парламенте коалиции из числа политических фракций, попавших в парламент, а затем коалиция формирует правительство, а потом президент соглашается или не соглашается с кандидатурой премьер-министра. Как правило, соглашается, потому что это выбор парламента. То есть, во-первых, парламент был основным центром политической жизни страны, основным политическим институтом и центром консолидации в Украине. Во-вторых, коалиции в парламенте создавались по результатам выборов, которые проходили на пропорциональной основе по партийным спискам. И только партии могли создавать коалиции.
Когда Янукович пришел к власти, он столкнулся с тем, что в парламенте уже не было коалиции. Партия регионов и ее потенциальные союзники - Блок Литвина и коммунисты - не набрали достаточно голосов для формирования правящей коалиции. И для того чтобы сформировать правительство на базе Партии регионов, нужно было вступить в коалицию с “Нашей Украиной”, лидером которой еще оставался Виктор Ющенко, либо с Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ). С союзниками никак не получалось. Поэтому решили отказаться от принципа формирования коалиции на партийной и фракционной основе и создать ее за счет индивидуальных перебежчиков. Конституционный суд, который стал очень чутким к требованиям власти, легализовал принцип отказа формирования коалиции на базе политических фракций в пользу коалиции с участием индивидуальных депутатов.
Таким образом, Конституция была нарушена. Янукович смог сформировать свое правительство с помощью этой неконституционной технологии.
Он пошел на коалицию в составе со своими союзниками плюс индивидуальные перебежчики из БЮТа и “Нашей Украины”. В результате премьер-министром стал, по желанию президента, его ближайший соратник Николай Азаров.
Так что президент сегодня имеет своего премьера, свое правительство, и фактически это правительство не парламентское, а президентское. Сегодня нет дуализма власти: президент - премьер, как это было в 2006 - 2009 годах.
Сегодня де-факто политическая система Украины функционирует как президентская. Но формально по Конституции имеет признаки парламентско-президентской. Поэтому следующий ход Януковича - это изменить Конституцию так, чтобы единолично формировать исполнительную власть, исполнительную вертикаль и правительство имело кадровые рычаги влияния на всю структуру власти.
alt
Его электорат
- Если анализировать период после оранжевой революции, как Вы считаете, насколько украинская политическая система стала либеральной, то есть более приближенной к западным стандартам?

- В условиях демократии одна из составных частей общественной власти - это контроль над СМИ. Янукович пытается взять контроль над СМИ, уменьшить свободу слова. Но именно это наследие оранжевой революции наиболее выпуклое в отличие от экономического или политического измерения. В экономике мало изменений, в политике - манипуляции Конституцией.
Оранжевая революция много принесла людям, обществу в сфере свободы слова. И вот Партия регионов никак не может взять под контроль СМИ, поскольку достаточно глубоко внедрилась свобода слова в ткань общественного сознания Украины.
Так что здесь Партия регионов еще не выработала стратегии.
С одной стороны, она пытается взять под контроль, но потом дает задний ход, потому что общество начинает довольно бурно реагировать на подобного рода попытки.
А Партия регионов и Виктор Янукович открыто не заявляют, что они хотят строить тоталитарное общество. Сегодня мы же демократы, отсюда и такая стыдливая позиция.
Технологии, которая дала бы возможность создать имитационную демократию и претенциозную свободу СМИ, пока Партия регионов не имеет. Поэтому в Украине пока еще существует свобода слова. Хотя ее меньше стало на телевидении, но тем не менее пока медийный плюрализм продолжает сохраняться. И в этом направлении в обществе оранжевое наследие является ощутимым и крепким. Пока.
Нынешней власти хотелось бы построить политическую и медийную систему закрытого типа, но к чему очень трудно притянуть и окружение Украины, и обязательства перед европейскими структурами, и необходимость балансировать между Россией и США, Западом в целом. То есть не все так просто.
Но тем не менее Партия регионов ставит задачу снизить условия для электоральной конкуренции, которые были выгодны для Януковича. Виктор Янукович хочет быть во власти два срока, как минимум 10 лет. А это значит, что любой ценой нужно выиграть выборы. В связи с этим Партия регионов перенесла выборы в местные органы власти с 30 мая на осень 2011 года.
Тут два важных показательных момента. Первый - Партия регионов и новый президент не отказываются от манипуляций электоральным календарем независимо оттого, что сроки выборов были прописаны в Конституции. Второй момент - Партия регионов предложила закон в местные выборы власти, который ограничивает возможности таких политических сил, как Блок Юлии Тимошенко, новых политических сил, таких как “Фронт перемен” Яценюка, “Сильная Украина” Тигипко.
По этому закону Партия регионов будет предлагать смешанную систему - 50 на 50 - по спискам и одномандатники. Очевидно, такой возврат к смешанному мажоритарно-пропорциональному закону Партия регионов будет предлагать перед парламентскими выборами в 2012 году. Вот для чего это делается, понятно. Если по спискам они проиграют, то смогут сформировать парламентское большинство, которое будет лояльно президенту. Как это было в 2002 году, когда по спискам выиграла “Наша Украина”, а с помощью одномандатников выиграла партия власти.
Вот такие некоторые возвраты в сторону политической системы конца 90-х начала 2000-х годов, в сторону полуавторитарного режима, которые Партия регионов и Виктор Янукович пытаются построить.
- Если говорить о свободе прессы, то информация о вашей стране весьма противоречивая. Вот недавно в российской прессе я прочитала статью, в которой автор говорит, что-де период правления Ющенко был периодом политической депрессии, а правление Януковича - это время экономического оптимизма.
Тем временем украинская оппозиция считает, что нынешние украинские власти во главе с президентом Виктором Януковичем способствуют поглощению страны Россией, а Запад при этом исповедует двойные стандарты. Чему верить?
- Проблема демократии - авторитаризм. В Украине на данный момент она не может рассматриваться чисто академически. Есть ряд стран, где демократия не принесла экономического процветания, а авторитаризм - да. Например, Китай.
Но Украине авторитаризм не приносит экономического процветания. В Украине демократия и экономическое процветание - это вещи, которые корреспондируют друг друга. Я не знаю, где вы прочитали такую информацию, но в Украине никакого экономического оптимизма нет.
Да, есть оживление в экономике, но это связано не с политикой, а с тем, что оживилась мировая экономика. Украина зависит от мировой экономической конъюнктуры, прежде всего, на рынке металлов. Так что некоторое оживление металлургического комплекса, как основного доходообразующего экономического кластера есть. Причем это началось раньше, чем создалось правительство Януковича - Азарова, еще в последние месяцы правительства Тимошенко. Но, еще раз хочу подчеркнуть, это не заслуга Тимошенко и уж тем более не заслуга Януковича, это просто начало выхода из рецессии в экономике.
Что касается экономического оптимизма, вы можете посмотреть на полемику, которая ведется в Украине вокруг нового Налогового кодекса. Если этот кодекс будет принят, то средний и малый бизнес в Украине будет уничтожен как социальный класс.
Проект этого кодекса был забракован и перенесен на осень. Даже сам президент и более умеренная часть Партии регионов поняли опасность этого кодекса и для страны, и для власти. Но сам кодекс, что такой кодекс мог появиться, свидетельствует о худшем варианте консервативного экономического мышления части правительства, части Партии регионов.
Единственный оптимизм может быть, если Международный валютный фонд даст транш в 14 миллиардов долларов, а затем Европейская комиссия в случае положительного решения МВФ - 650 миллионов евро. Но ведь это не заслуга экономической политики новой власти. Пока этому правительству далеко до идей с инновациями и прочим.
Да, был подготовлен пакет реформ с помощью иностранных консультантов, но все это больше пиарная составляющая.
Кто будет проводить реформы? Ну не это же правительство, которое является в Европе самым большим, самым консервативным, самым непрогрессивным и немодным. 28 министерств и ведомств, 8 вице-премьеров, ни одной женщины, реформаторов мало. С таким правительством реформ никто не делает. Год 2010 потеряли.
Идут кадровые потрясения, в отставку отправляют вице-премьеров, министров, и на очереди новая волна отставников. Нет людей с новыми подходами. И казна пустая. Постсоветский ресурс исчерпан.
У Украины нет своей нефти и газа, нет хорошей сырьевой базы, чтобы привлекать сюда иностранных инвесторов. Поэтому надо создавать перерабатывающую экономику с высокой долей добавленной стоимости. Этим никто 20 лет не занимался. А эта власть не готова к такому масштабу задач, тем более одна, пытаясь построить монополию власти.
В Украине не может быть монопольной власти. Нужно уметь делиться властью. Украина - страна сложная в политическом, социальном, региональном отношениях. Поэтому нужно уметь идти на компромиссы, формирование широких коалиций, поиск совместных решений. Янукович, я думаю, начинает это понимать.
Без экономических и политических свобод не будет творчества в бизнесе, не будет малого и среднего предпринимательства, не будет новых рабочих мест, не будет доходов. Нельзя все время жить за счет кредита МВФ и скидок на газ от российского правительства в обмен на политические уступки.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение