ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Киргизское поле Мир

Ботагоз Сейдахметова из Алматы
В прошлые выходные в Кыргызстане прошел всенародный референдум по принятию новой Конституции, которая переведет страну на парламентскую систему правления. Согласно официальным данным, проект новой Конституции поддержали более 90 процентов избирателей. Возможно, эта цифра завышена. Но, по мнению наблюдателей, явка на референдум действительно была высокой.
На мой взгляд, главное достижение прошлого воскресенья состоит в том, что временное правительство меняет статус и становится легитимным.
По словам президента Кыргызской Республики на переходный период Розы Отунбаевой, теперь “начнет работу правительство, которое будет работать без приставки “временное”. Мы вошли в правовое поле”

Собственно, вопрос о легитимности новых киргизских властей был наиболее обсуждаемым в аналитической среде. Иные политологи вовсе считали, что правовой статус временного правительства не дает им права считаться реальной властью в стране. Но вот референдум прошел, и народ Кыргызстана продемонстрировал свое желание не столько поддержать временное правительство, сколько сохранить стабильность и не дать распасться государству. Ведь разговоры о возможной несостоятельности Кыргызстана, как государства, велись не только в аналитической среде. На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев, предрекая результаты референдума, позволил себе высказать мнение о том, что “в нынешнем состоянии у Киргизии существует целый набор возможностей, включая самые неприятные, такие, как распад государства”.
Между тем уже во вторник, 29 июня, состоялся телефонный разговор Действующего председателя ОБСЕ, Государственного секретаря - министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева с президентом Розой Отунбаевой. В частности, Канат Саудабаев в разговоре с новым киргизским президентом приветствовал успешное проведение референдума в Кыргызстане, подчеркнув, что “он символизировал решительный шаг к политической стабильности, восстановлению конституционного порядка и легитимности действующих органов власти”.
“Проведение референдума - это только начало сложного пути восстановления верховенства закона, дальнейшего демократического и социально-экономического развития страны”, - заявил действующий председатель ОБСЕ в связи с референдумом в Кыргызстане.
alt
Роза Отунбаева - президент нового Кыргызстана
Между тем пафос этого официального заявления подкрепляется теми настроениями, которые сегодня царят в среде граждан Кыргызстана. По словам моих киргизских собеседников, здесь, в Казахстане, в посольство и консульство Кыргызстана в день референдума было буквально паломничество граждан этой страны, которые работают и учатся в Казахстане. “Это патриотический порыв, желание позитивных перемен в стране, все устали от последних тяжелых пяти лет жизни страны”, - примерно таков был рефрен моих собеседников.
Один из них - независимый аналитик Жыргалбек КАСАБОЛОТОВ, который специализируется на изучении конфликтов. В частности, он был аналитиком конфликтов в проекте “Раннее предупреждение для предотвращения насилия” общественного фонда “За международную толерантность”.
- Жыргалбек, по официальным данным ЦИК, за новую Конституцию страны проголосовал почти 91 процент избирателей Кыргызстана. Насколько, по Вашему мнению, адекватны результаты референдума?
- Пока трудно сказать, насколько официальные цифры соответствуют действительности. Однако с уверенностью можно утверждать, что активность избирателей была действительно высокой и что большинство избирателей действительно проголосовали за новую Конституцию. Это показывает опрос знакомых, родных и близких в различных регионах. Но многие избиратели голосовали не за временное правительство и даже не за новую Конституцию, а за легализацию власти, какой бы она ни была, чтобы наконец была установлена более или менее законная власть, с которой можно взаимодействовать и у которой можно требовать соблюдения каких-то правил. Других вариантов не было.
- Какие планы у временного правительства на этот переходный период?
- Те члены временного правительства, которые изъявили желание участвовать на предстоящих парламентских выборах, выразили намерение выйти из состава временного правительства. Видимо, поэтому президент переходного периода Роза Отунбаева заявила, что ожидаемый состав правительства переходного периода будет “техническим”. Однако некоторые члены правительства, такие, как соратник Отунбаевой по Социал-демократической партии Алмаз Атамбаев, планируют остаться в правительстве и отказаться от выборов в качестве кандидатов. Но это не означает, что их партии также отказываются от участия на выборах. Следовательно, многие вопросы о составе правительства переходного периода остаются открытыми для обсуждения.
Роза Отунбаева сказала, что намерена заняться проблемами ликвидации последствий межэтнического конфликта в Ошской и Джалал-Абадской областях, в том числе заняться строительством жилых домов вчерашних беженцев, лишившихся крова, обеспечением стабильности и условий для проведения предстоящих парламентских выборов, по результатам которых должно быть сформировано правительство.
- Какие настроения на юге страны с учетом последних трагических событий?
- Юг страны неоднороден по своему национальному составу, социальному положению и политическим предпочтениям, поэтому однозначной картины нет. В целом можно отметить, что там в наибольшей степени ощущается усталость от нестабильности, хотя следует признать, что поддержка клана Бакиевых среди простого населения за последнее время сильно сократилась. Но это не означает, что жители юга поддерживают временное правительство. Они бы, возможно, гораздо лучше поддержали бы нынешнее правительство, если бы оно с самого начала на корню уничтожило бакиевщину во всех ее проявлениях, согласовало бы кадровые назначения с местным населением и решало проблемы, приводящие к конфликтам. Так что население юга страны недовольно многими обстоятельствами, причем по разным причинам, но не видит альтернативы. Конфликты вошли в латентную стадию, проблемы остаются нерешенными, хотя углы сглажены.
- Есть ли ощущение, что в стране все еще действуют пробакиевские силы?
- Пробакиевские силы представлены в руководящем составе силовых структур, государственных учреждений и среди некоторой части населения юга страны, которые не знают истинных масштабов преступлений прежнего режима. Пробакиевские силы из числа чиновников обладают достаточными денежными средствами, связями, властью и информационными ресурсами, способными тормозить все реформы, которые так или иначе могут коснуться их интересов и каналов обогащения. Повсюду, где это возможно, они стараются использовать ситуацию в свою пользу, там, где это не удается, ждут своего часа. Феномен акаевщины и бакиевщины еще долго будет в числе самых главных тормозов прогресса в Кыргызстане.
- Насколько события в Оше были прогнозируемы?
- Объективные факторы, которые обусловили конфликт на юге Кыргызстана, были всегда. Ферганская долина всегда отличалась густонаселенностью, недостатком ресурсов, наличием различных этносов, проживающих на ее территории, а также высоким уровнем политизации населения.
Узбекское сообщество в Кыргызстане стоит на втором месте по численности после кыргызов. Его можно условно разделить на три категории: 1) узбеки, которые не интересуются политической жизнью страны и главным образом заинтересованы в экономической стабильности, коих большинство; 2) узбеки, которые стремятся интегрироваться с кыргызским сообществом, владеют кыргызским языком, хотят сделать карьеру в Кыргызстане по местным правилам и законам; 3) узбеки, которые психологически больше интегрированы с соседним Узбекистаном и требуют официального статуса своего языка, автономии и т. д.
Действия и устремления последней группы вызывают наибольшее неприятие у местного кыргызского сообщества на юге, если учесть, что они в последние годы заметно активизировались. Отношения между кыргызами и узбеками всегда были неоднозначными, а в последнее время было отмечено несколько тревожных сигналов в виде участившихся драк, заведомо невыполнимых политических требований и имущественных споров между представителями этих двух сообществ.
События в Оше и Джалал-абаде можно было спрогнозировать уже после того, как один из лидеров узбекских националистов Кадыржан Батыров был вовлечен в политические разборки на юге между представителями новых и старых властей, а затем начал громогласно заявлять о своих политических притязаниях. Представители кыргызского сообщества, которые вышли на акцию протеста против его действий, требовали от временного правительства его задержания, чего не было сделано. К тому же представители клана Бакиевых оставались на свободе, готовые воспользоваться любой удобной ситуацией. Одним словом, было разрушено самое слабое звено.
- Каковы же конфликтогенные факторы на данный момент в Кыргызстане?
- Конфликтогенных факторов в целом по республике очень много. Конфликт на юге просто вошел в латентную стадию. Во многих местах не решены многие социально-экономические проблемы, не нейтрализованы многие представители прежнего режима, которые могут дестабилизировать ситуацию, кадровая политика нового правительства не согласовывается с местными реалиями, а в преддверии парламентских выборов можно будет ожидать и обострения отношений между представителями различных политических сил. Легче перечислить, что не будет вызывать конфликтов, чем обратное.
- Что бы Вы, как конфликтолог, рекомендовали ВП для нормализации ситуации на юге страны?
- В первые дни после локализации конфликта я предлагал организовать гуманитарный коридор из числа беженцев в Россию с дальнейшим упрощенным предоставлением российского гражданства, если Москва даст политическое согласие на такой шаг. К сожалению, на это мало кто обратил внимание, но этот вариант решения и сейчас не поздно реализовать. Это помогло бы снять многие проблемы, которые еще предстоит решать, включая восстановление частных владений, реабилитацию пострадавших, повторное налаживание отношений и т. д.
Временному правительству надо сделать все возможное, чтобы интегрировать представителей узбекского сообщества в местную языковую, политическую и информационную среду. Надо создать все условия для изучения ими кыргызского языка, решить проблемы единого языкового, информационного и идеологического пространства, построить новые современные многоэтажные дома вместо закрытых махаллей, которые вызывают отчуждение с обеих сторон. Вооруженных террористов, которые, по сообщению временного правительства, спровоцировали этот конфликт, а также лиц, выступающих с сепаратистскими лозунгами и призывами, следует найти и демонстративно наказать, чего требуют представители не только кыргызского, но и узбекского сообщества.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение