|
Ботагоз Сейдахметова из Алматы
Узбекистану требуется международная помощь
Политолог из Ташкента Бахтиер Эргашев в эксклюзивном интервью “Новому поколению” говорит о беженцах из Кыргызстана, которых принимает Узбекистан, об этнократической политике киргизских властей, о роли пробакиевских сил в недавней трагедии на юге страны и о коллективных миротворческих силах, которые могут навести порядок и стабильность в Кыргызстане
- Бахтиер, что будет с беженцами из Кыргызстана? Какие планы у узбекского правительства на их счет?
- На сегодняшний день Узбекистан уже принял и разместил свыше 100 тысяч беженцев из южных областей Кыргызстана.
Говоря о беженцах, стоит отметить, что правительству Узбекистана и местным органам государственной власти удалось почти невозможное: всего за два-три дня они развернули целую сеть лагерей для беженцев в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях, обеспечили их едой, медикаментами, квалифицированным медицинским обслуживанием, а самое главное - обеспечили их безопасность.
В многочисленных статьях и публикациях, в которых различные журналисты и аналитики стараются проанализировать ситуацию в Южном Кыргызстане, как-то упускаются из виду те титанические усилия, которые были предприняты Узбекистаном по приему и обустройству десятков тысяч беженцев.
А беженцы - это женщины, старики и огромное количество малолетних детей. При этом у многих детей родители или погибли, или судьба их неизвестна, что создает дополнительные трудности в обустройстве данного контингента беженцев.
На сегодня правительство Узбекистана содержит эту огромную армию беженцев, и пока значимой поддержки со стороны других стран и международных организаций не заметно. Надо признать, что в Южном Кыргызстане разразилась гуманитарная катастрофа, и несомненно, что Узбекистану требуется помощь со стороны международного сообщества.
А что касается дальнейших перспектив в вопросе беженцев, то не все здесь зависит только от Узбекистана. Необходимо, чтобы временное правительство навело хоть какой-нибудь порядок и обеспечило возможность для возвращения беженцев в свои дома. И я думаю, что пока не будут получены позитивные сигналы из Кыргызстана, беженцы будут оставаться в Узбекистане.
- Какие настроения в приграничных с Кыргызстаном узбекских городах, если учесть, что 20 лет назад в подобную резню в Оше была вовлечена узбекская молодежь из Намангана и Андижана?
- У меня нет никаких свидетельств участия молодежи Андижана и Намангана в резне в Оше и Узгене, устроенной в 1990 году. Наоборот, у меня есть доказательства того, как тогда президент Узбекской ССР И.А. Каримов сам лично останавливал огромные толпы молодых людей, которые шли из Узбекистана в Ош, чтобы отомстить за убитых в Оше и Узгене.
Та же картина наблюдается и сегодня. Узбекистан принимает все меры для того, чтобы не допустить дальнейшей эскалации насилия и межнационального противостояния. Как вы знаете, сегодня узбекско-киргизская граница охраняется в усиленном режиме в целях недопущения провокации и вылазок как с той, так и с этой стороны.
- Как Вы считаете, каковы глубинные причины нынешних волнений в Кыргызстане?
- Несомненно, в резне, которая произошла в Оше, Джалал-Абаде и Базар-Кургане, явно видна роль пробакиевских сил. Но, как мне представляется, их действия были только детонатором взрыва. Причины этих событий лежат гораздо глубже.
Во-первых, в результате реализации ультралиберальной модели экономических и политических реформ (и, в частности, бездумного вхождения Кыргызстана в ВТО) правительство Кыргызстана потеряло все рычаги управления экономикой страны, что привело к деиндустриализации, к ослаблению институтов государственной власти всех уровней, к бесконтрольному увеличению роли клановых, трайбалистских элементов киргизского общества.
В обществе, не имевшем ни правовых, ни исторических, ни культурных предпосылок для формирования и эффективного функционирования современных демократических институтов, произошла архаизация и традиционализация общества. И в целом на сегодня можно утверждать, что Кыргызстан в нынешнем виде - это государство с ослабленной и не имеющей авторитета властью, с пронизавшим все поры общества правовым нигилизмом.
Во-вторых, несмотря на громогласные заявления, что Кыргызстан - это “остров демократии” в регионе ЦА, что страна идет по пути демократии и обеспечения прав человека независимо от национальности, в реальности наблюдалась обратная картина. Несмотря на красивые лозунги о равенстве всех граждан независимо от национальности, политической элитой Кыргызстана все эти годы проводилась этнократическая политика, направленная на вытеснение всех некиргизских этносов на обочину политической жизни. Такая близорукая и уродливая политика привела к тому, что, в частности, большая часть русскоязычного населения покинула Кыргызстан.
|
Сотни тысяч беженцев - таков итог политического кризиса в Кыргызстане |
А в отношении узбеков, которые составляют почти половину населения в Южном Кыргызстане, проводилась политика ползучей дискриминации. Посмотрите на персональный состав государственных администраций, милиции, налоговой службы и т.д. в том же городе Оше, где узбеки составляют половину населения. Там считанное количество узбеков было представлено в этих органах. Та же ситуация и в сфере образования: узбекское население не сокращалось, но при этом сокращалось количество школ и предметов на узбекском языке на юге страны. А все попытки вести диалог о необходимости предоставления узбекскому языку статуса официального хотя бы на юге, о необходимости проведения более сбалансированной кадровой политики в южных областях воспринимались киргизским истеблишментом в штыки как узбекский “сепаратизм”. И в результате - все более углубляющийся раскол по национальному признаку.
Таким образом, воздействие этих глубинных причин: снижение уровня жизни людей как результат поспешных реформ, снижение эффективности деятельности институтов государственной власти, серьезные ошибки в национальной политике привели к тому, что достаточно было действий небольшой группы наемников и провокаторов, чтобы запылал весь юг Кыргызстана. Ну не будет же ни один трезво мыслящий человек утверждать, что несколько десятков наемников уничтожили тысячи людей, сожгли сотни административных зданий и домов. Убивали и мародерствовали многочисленные банды, организованные по этническому признаку.
- Насколько Вы оцениваете степень распространения этих настроений на государства нашего региона?
- Если вы имеете в виду вероятность распространения межнациональных конфликтов в соседних с Кыргызстаном странах, то их опасность, конечно, не стоит недооценивать. В любом многонациональном обществе существует определенный потенциал недовольства в сфере межнациональных отношений. Но если говорить конкретно о “перетекании” данного конфликта в соседние страны, то, я думаю, что возможность реализации такого варианта достаточно низка.
Но опять же очень многое зависит от того, насколько временное правительство Кыргызстана окажется дееспособным.
- Кто может и должен стать миротворцем в этом государстве? Как Вы оцениваете по отдельности роль Москвы, Ташкента и Астаны в урегулировании ситуации?
- В отношении миротворческих сил, которые должны участвовать в урегулировании конфликта в Южном Кыргызстане, можно сказать только одно. Это должны быть коллективные силы, представляющие внерегиональные структуры.
Ввод узбекских или казахских войск может спровоцировать дальнейшую эскалацию конфликта. Ввод российских войск без четкого мандата тоже представляется маловероятным и нежелательным.
Речь может идти только о коллективных миротворческих силах. Но на сегодня ни ШОС, ни ОДКБ не имеют такого мандата, и в их уставах не предусмотрено проведение такого рода операций. Остается только ООН. Но, зная, каким долгим бывает процесс принятия решений в этой организации, представляется крайне маловероятным то, что в урегулировании конфликта в Южном Кыргызстане примут участие миротворцы ООН. По крайней мере, в ближайшей перспективе.
- Бахтиер, как Вы думаете, возможно ли, в свете последних событий, проведение в Кыргызстане референдума, намеченного на 27 июня?
- О каком референдуме может идти сейчас речь? Может, сначала надо убрать трупы убитых узбеков на улицах Оша, Джалал-Абада и Базар-Кургана? Похоронить всех убитых, накормить живых? Создать нормальную систему распределения, а не разворовывания гуманитарной помощи?
Может, стоит подумать о людях, которые ждут на узбекско-киргизской границе возле Пахтабада? Они уже вторую неделю живут в поле и уже умерли бы от голода, если бы Узбекистан не помогал им едой, питьевой водой. Временное правительство не удосужилось до сих пор выдать хотя бы один мешок муки или бутылку воды.
Какой референдум, когда более 100 тысяч граждан Кыргызстана находятся в лагерях беженцев в Узбекистане, а еще несколько сот тысяч разбросаны по всему Кыргызстану?
Вся эта мышиная возня вокруг референдума показывает, что ВП на сегодня просто боится переносить сроки референдума, чтобы воспользоваться ситуацией хаоса и “нарисовать” удобные цифры, и легитимизировать себя любой ценой.
Эту бы энергию членов ВП да направить на предотвращение резни в Оше, Джалал-Абаде и Базар-Кургане, на создание нормальной системы распределения гуманитарной помощи. Но нет. С упорством, достойным лучшего применения, эта кучка политиков стремится к проведению референдума. И все их думы сейчас только об этом.
Необходимо признать, что Кыргызстан на сегодня превратился в слабейшее звено в формируемой системе региональной безопасности. Эта страна сегодня - проходной двор для наркотиков, инкубатор, где созданы тепличные условия для взращивания и бесконтрольной деятельности джихадистских организаций.
- ВП пытается построить парламентскую республику... Думаете, это не панацея?
- Страна разделена на граждан первого сорта (титульная нация) и граждан второго сорта (нетитульная нация), которые изгнаны на периферию политической жизни. Всеми этими бакиевыми, атамбаевыми, текебаевыми, сариевыми общество и страна расколоты на враждующие группы и группки. Объединяющей общенациональной идеи нет. Эффективность государственных институтов сведена к нулю. И в таких условиях эти демагоги - “демократы” говорят о необходимости формирования парламентской республики.
Я никогда не был сторонником авторитаризма, но в условиях распадающейся государственности политическая теория и практика знает только одно лекарство - сильная вертикаль власти. И при этом, чаще всего, эта вертикаль власти формируется вокруг представителей силовых структур. И поэтому меня поражает, когда в качестве выхода из кризиса они предлагают формировать парламентскую республику в раздираемой на части стране. На мой взгляд, это путь в никуда, это путь к дальнейшей “афганизации” Кыргызстана. Но если это является целью ВП и тех, кто за ними стоит, тогда понятно, что они делают и зачем.
- И как, на Ваш взгляд, не допустить дальнейшей “афганизации” этой страны?
- В этих условиях, на мой взгляд, есть два пути. Первый - международный нажим в целях передачи власти от этой банды непрофессиональных подонков под названием “временное правительство” силовикам, не замешанным в наркоторговле и связях с “джихадистами”. Второй путь - введение внешнего коллективного управления как крайнего средства для предотвращения дальнейшей “афганизации” государства. |