|
Ботагоз Сейдахметова
На Трансазиатском парламентском форуме отдельная сессия была посвящена ситуации в Кыргызстане. По иронии судьбы, в первый день работы форума в трех киргизских городах вспыхнули новые волнения. Они стали неожиданностью даже для спецпредставителей ОБСЕ по Кыргызстану, которые совсем недавно посещали эту страну в качестве миротворцев
Между тем уже сегодня известна дата проведения референдума в Кыргызстане, на котором народ должен будет решить, какая форма власти - парламентская или президентская - будет в стране. По словам киргизского посла в Казахстане Жанеша Рустембекова, “главное выработать эффективную форму правления”.
Между тем вице-президент ПА ОБСЕ Пиа Кристмас-Меллер напомнила, что президент Курманбек Бакиев пришел к власти, обвиняя Акаева в коррупции, а также получении взятки за эксплуатацию американской военной базы. По ее словам, ежегодно за аренду “Манаса” киргизская сторона получала 22 миллиона долларов США. В период с 2001 по 2005 год киргизы выручили за базу сумму, которая намного превышала государственный бюджет страны.
После падения режима Акаева эти выплаты стали серьезным вопросом для новой власти, говорит Кристмас-Меллер. По ее мнению, Бакиев очень быстро заменил собой в этих контрактах предыдущий режим, а семья Бакиева сразу же заменила Акаева. Бакиев также выдвигал требования, которые США отказывались выполнять. Потом в 2007 году последовали угрозы закрыть базу, а также заигрывания Бакиева и с Москвой, и с Вашингтоном. Дело закончилось тем, что база поменяла свое имя на транзитную. База привела к коррупции.
По мнению Пиа Кристмас-Меллер, необходимо шире взглянуть на критические процессы, происходящие в регионе, чтобы понять, что коррупцию никак нельзя оправдать. И это главный урок киргизской ситуации.
Председатель Комитета по политическим вопросам и безопасности ПА ОБСЕ Консильо Ди Нино говорит, что события апреля 2010 года лишний раз подтверждают, какие трудности есть на пути к демократии. “Демократия - это не линейный процесс, - говорит дипломат. - Надо помнить - нет одной модели демократии, каждая страна идет своим путем к ней. Кыргызстан достиг значительного прогресса, но многое еще предстоит сделать. Следующие несколько месяцев будут важными для страны. Предстоит провести реформу правления, реформу Конституции, ЦИК, укрепить роль парламента. Ставки очень высоки, когда речь идет о строительстве демократии. Мы должны помочь Кыргызстану в его прогрессе на пути строительства демократии. Этот кризис подчеркивает важность ОБСЕ, которая наряду с Россией, США, Китаем, ООН сыграла важную роль”. При этом дипломат напомнил, что Кыргызстан - это единственная страна региона, которая отправляла на заседания ОБСЕ многопартийную делегацию.
Впрочем, депутат немецкого бундестага говорит, что в свое время общалась с Розой Отумбаевой, которая говорила, что не рада многопартийной системе. Ведь на деле в парламенте только 12 депутатов не были вовлечены в президентскую группу. К тому же население страны составляет 5 миллионов человек, а партий больше 100.
Сейчас очень важно предотвратить гражданскую войну в этой стране, говорили многие выступающие на этой сессии форума. Для этого нужна политическая воля народа, считает депутат из Таджикистана, страны, которая пережила гражданскую войну.
По мнению главы центра ОБСЕ в Бишкеке Эндрю Тесорьера, который будет выступать 27 мая с отчетом на постоянном совете ОБСЕ, у Кыргызстана 4 задачи. Первая - восполнить вакуум в области безопасности. Должен быть установлен порядок, и полиция должна поверить в себя. Вторая задача - восполнить политический вакуум. Новая политическая архитектура должна быть более транспарентной и подотчетной. ОБСЕ уже имеет планы власти в определении политики. Третья задача - перестройка экономики, чтобы восстановить экономические потери и компенсировать ущерб инвесторам. Четвертая задача - установление справедливости.
По сообщению другого европейского депутата, Европейский союз намерен выделить на проведение киргизских реформ 51 миллион долларов.
Специальный посланник Действующего председателя ОБСЕ по Кыргызстану Жанибек Карибжанов сообщил о 10 потенциальных трендах и направлениях для развития Кыргызстана. Среди них: первое - установление стабильного общественного порядка и безопасности граждан и их имущества. Также укрепление государственной власти, конституционные и правовые вопросы, права человека, эффективное управление границами, противодействие обороту наркотиков. И, наконец, антитерроризм и противодействие экстремизму. |