Ботагоз Сейдахметова
21 марта 2010 года в Исландии началось пепельное извержение вулкана, расположенного под ледником с труднопроизносимым названием Эйяфьятлайокудль. В результате этого тяжелый и грязный пепел вулкана распространил свой запах по всей планете. В ответ весь мир был буквально парализован: были отменены авиарейсы, закрыты все европейские аэропорты.
Пострадали все - миллионы пассажиров в разных концах света, а авиакомпании понесли миллиардные убытки
Большой вулкан крошечной полярной страны извергает черный пепел, атмосфера на больших высотах все эти дни была заполнена высокой концентрацией абразивных минеральных частиц. Популярные как никогда прогнозы погоды на телевидении наглядно показывают и объясняют, как черное облако вулканического пепла распространяется на огромную территорию - от Полярного круга на севере до средиземноморского побережья Франции, вплоть до территории России.
И все же трудно было представить себе такой вселенский паралич в век нанотехнологий.
Каких-то двести лет назад никто и не заметил бы этого пепельного ветра, не остановилась бы активная жизнь миллионов людей. Ведь не только пассажиры застряли в чужих странах или не добрались вовремя до места командировки. Вообще застопорилась жизнь многих предприятий и компаний, деятельность которых так или иначе предполагает быстрые переводы груза и быстрые перелеты сотрудников.
“Когда дело касается безопасности полетов, компромиссы неуместны”, - выразил общее мнение европейских властей еврокомиссар по делам транспорта Сийм Калласс. В первые пять дней природной катастрофы европейские власти объявили почти полный запрет полетов.
Президент Франции Николя Саркози, президент США Барак Обама, канцлер ФРГ Ангела Меркель, наследник британского престола принц Чарльз, премьер-министр Канады Стивен Харпер и ряд других официальных лиц по этой причине не посетили траурную церемонию в Польше. Я еще могу понять, почему не простились с польским коллегой Барак Обама и Стивен Харпер - быстро попасть в Европу из Америки можно только воздушным путем. Но почему европейские лидеры не воспользовались железнодорожным транспортом? Особенно, если учесть, что расстояния в Европе небольшие, а французские и немецкие железные дороги - самые надежные и самые комфортные в мире.
Тем временем зона, запрещенная для полетов, стала сокращаться уже в первую неделю, после того как забили тревогу руководители авиакомпаний, которые призвали позволить им самим определять степень безопасности полетов. Кроме того, потери компаний стали превышать миллиард долларов, так что министрам транспорта Евросоюза пришлось пойти на уступки.
В частности, воздушное пространство над Европой было поделено на три зоны: зона полного запрета полетов, зона частичного и зона полного разрешения полетов.
Испытания полетов на самолетах без пассажиров показали, что летать можно. И уже к среде основная часть полетов над Европой была возобновлена.
Однако теперь, по всей видимости, начнутся всеевропейские судебные тяжбы авиакомпаний с властями. Так, европейские авиакомпании потребовали от ЕС и отдельных правительств компенсацию за убытки, понесенные в результате прерванного авиасообщения. А Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обвинила европейских лидеров в бездействии и возложила на них вину за создавшийся хаос и неразбериху. “Европа приняла решение без оценки риска, без консультаций, без координации и без ответственности”, - заявил глава IATA Джованни Бизиньяни. Он напомнил, что потери авиакомпаний от этого запрета составляют 200 миллионов долларов в день.
Понятно, что безопасность людей важнее всяких прибылей, но все же почему-то остается ощущение, что европейские власти перестраховались в своем благом желании сохранить жизни людей. Может, этот страх подкрепился гибелью польского самолета над Россией? Но ведь это совсем другая история. |