ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Передача власти: Россия, 2 марта 2008 Мир

У России большое будущее
Ботагоз Сейдахметова
В минувшее воскресенье россияне выбирали президента. Кандидатов было четыре, но выбор пал с самого начала кампании на одного. Запомните новое имя российского президента - Дмитрий Анатольевич Медведев.
Накануне выборного дня корреспондент “НП” обратился за комментариями по ситуации в России к заместителю директора Информационно-аналитического центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексею Власову.
Московский эксперт считает, что Россия имеет все шансы войти в четверку мировых энергетических игроков наравне с США, Китаем и ЕС. Но ей, по мнению Алексея Власова, для этого не хватает главного - умения превращать тактические успехи в стратегическое доминирование

alt
- Алексей, до дня выборов осталось несколько дней, но уже сегодня никто не сомневается в их исходе. Путин активно представляет Медведева коллегам-президентам по СНГ уже в качестве человека, с которым тем придется работать дальше. По мнению западных аналитиков, выборы в России - это насмешка над демократией. Есть и другая точка зрения - такова реальность на постсоветском пространстве. Каково Ваше мнение о состоянии демократии в России?
- Я полагаю, что ход нынешнего электорального цикла в России не только отражает состояние российского общества, но и типичен для других постсоветских государств. Обеспечить честную конкуренцию с равными шансами для всех кандидатов невозможно ни в одной из стран постсоветского пространства. Поэтому то, что на Западе называется “насмешкой над демократией”, на самом деле превратилось в типовую модель для транзитных стран, где главная задача - обеспечить сохранение стабильности, а это, в свою очередь, может быть выполнено только через преемственность власти. Любой ценой.
В Азербайджане задействован династический вариант передачи власти, какое-то время говорили о схожем варианте и для Казахстана. Ну а в России и Армении преемник был “взращен” в непосредственном окружении президента. Следует помнить, что передача собственной легитимности “с гарантией” - это ведь еще и вопрос сохранения собственности в руках правящей элиты, и гарантия безопасности уходящему президенту.
Насколько эффективна эта модель? Боюсь, что точного ответа не даст ни один политолог. Для западных экспертов ответ однозначен: отсутствие конкуренции равно отсутствию демократии. В “суверенных” и “азиатских” демократиях так не считают и приводят многочисленные примеры Южной Кореи, Сингапура, Турции и так далее. Ну а для населения постсоветских стран гораздо более важен вопрос о хлебе насущном, нежели тема политических прав и преимуществ той или иной формы правления. Показатели популярности Медведева, переданные “по наследству”, это убедительно доказывают.
- Как Вы думаете, что мешает появлению в России (да и в других бывших советских республиках) реальной и сильной оппозиции?
- Для формирования реальной оппозиции необходимо наличие популярной идеологии, значительных финансовых ресурсов плюс доступ в медийное пространство. Ни по одной из перечисленных позиций критики существующих на постсоветском пространстве режимов не могут противопоставить что-либо действующей власти.
В первую половину 90-х годов, когда в большинстве республик бывшего Советского Союза был период социальной и экономической нестабильности, шла приватизация, формировался новый национальный капитализм, происходила реальная конкурентная борьба, что мы и видели на выборах в Государственную думу РФ, например, в 1993 и 1995 годах. Да, власти использовали административный ресурс, но все же протестные настроения были столь велики, что оппозиции удавалось добиваться заметных успехов и даже контролировать значительную часть законодательного органа РФ.
Рубеж 1990-2000-х - время обретения относительной социальной и политической стабильности в большинстве стран постсоветского пространства, и у властей появляется возможность не просто сбить протестные настроения, а построить совершенно новую модель так называемой “фасадной демократии”, в которой оппозиция существует в качестве “управляемого проекта”.
Поэтому то, что мы видим на политическом пространстве России, Казахстана, Кыргызстана, не есть реальная оппозиция. Она носит, если так можно сказать, виртуальный характер. И именно в этом качестве она очень удобна властям. Большую часть крупных оппозиционных фигур предствляют бывшие госчиновники (Михаил Касьянов, Борис Немцов), бывшие представители партии власти, которые тесно связаны с управленческим аппаратом (Чубайс) и никогда этих связей не теряли.
Такая оппозиция не способна на самостоятельные решения и поступки и управляется политтехнологами из президентской Администрации (партия “Справедливая Россия”). Вопрос только в том, есть ли условия для формирования реальной оппозиции снизу, которая перестанет быть виртуальным проектом и будет выражать настроения протестного электората, недовольного тем, что преференции от проводимых реформ по-прежнему получает меньшая часть населения. Пока что мы видим аккумулирование этой негативной энергии в нише молодежных, радикальных или коммунистических движений.
- Путин говорил, что готов занять место премьер-министра. Значит ли это, что в России будет работать президентско-парламентская система, учитывая колоссальную популярность и влиятельность уходящего президента?
- Я не уверен в том, что Путин принял окончательное решение стать премьер-министром. Скажем так: до момента президентских выборов он всячески поддерживает это суждение. Что будет дальше - посмотрим. Дело в том, что в России власть сугубо персонифицирована. И так было всегда.
Полицентризм в политике губителен для российской государственности. Тут уж ничего не поделаешь. А формирование связки президент Медведев - премьер-министр Путин неизбежно приведет к тому, что чиновники, губернаторы, спецслужбы будут внимать сигналам, исходящим не только из Кремля, но и из Белого дома.
Учитывая колоссальную популярность Путина и его личные связи с представителями российской и международной элиты, появляется тренд превращения будущего президента в “хромую утку” российской политики. Исходя из этого обстоятельства я полагаю, что все последствия формирования новой управленческой модели будут просчитываться до последнего момента, и только тогда мы и узнаем, впрочем, как обычно, выбор будет неожиданным, каким будет окончательное решение В.В.П.
- Главный аргумент “против” независимости Косово - это то, что пример Косово создает прецедент для других спорных территорий. Как Вы считаете, каковы шансы того, что будут предприняты подобные шаги по установлению независимости в странах нашего региона (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах, может, даже Татарстан)?
- Полагаю, что косовский прецедент создает крайне опасную ситуацию на всем постсоветском пространстве, поскольку не только у лидеров непризнанных республик появляются дополнительные аргументы для того, чтобы вслед за Косово объявить о собственной независимости. Что ожидает все федеративные государства, в которых тлеют угли сепаратизма?
На первый взгляд, у России появляются неплохие шансы для “тактических раскладов”, но это может быть игрой с огнем, поскольку последствия непредсказуемы, в том числе и для самой России. Вряд ли стоит идти по пути американских стратегов. Тот же Южный Кавказ неотделим от Северного Кавказа.
Другое дело, что по поведению президентов Молдовы и Грузии на последнем неформальном саммите Содружества в Москве было заметно, что косовский прецедент побудил их к более внимательному учету российских интересов и в отношении Приднестровья, и в отношении Абхазии, и в отношении Южной Осетии. По проблеме Приднестровья уже существует “план Козака”, предусматривающий превращение Молдовы в федеративное государство. План этот устроил первоначально все стороны, а потом Кишинев под давлением Запада от реализации этого плана отказался. Все новое - хорошо забытое старое.
Так что наиболее оптимальный путь для Москвы заключается в том, чтобы убедить непризнанные государства в правильности “взвешенной” позиции. Поскольку именно таким путем можно добиться реальных уступок от властей Грузии и Молдовы. Впрочем, это мое личное суждение, и допускаю, что Кремль будет придерживаться совершенно иной линии. Хотя наш президент четко заявил, что он против перекраивания установленных границ.
- Позиция Путина по этому вопросу понятна, он жестко выступает против перекраивания установленных международных границ. Какова будет политика России в случае, если Южная Осетия и Абхазия обратятся к Москве за помощью?
- В том случае, если власти Абхазии и Приднестровья обратятся к Москве с просьбой о признании de jure, то полагаю, что поспешных шагов российское руководство постарается избежать по максимуму. Будет запущена информационная кампания, но при этом дипломаты будут стараться удержать ситуацию, что называется, у “последней черты”. Какое-то влияние на этот процесс окажет и смена власти в Кремле. Но все равно делать какие-то точные предсказания практически невозможно, хотя, замечу, в российском обществе растет общее негативное отношение к политике Запада, и если бы был выбран конфронтационный сценарий, то он, возможно, и был бы поддержан значительной частью населения. Но еще раз оговорюсь, что лично мне кажется, этого все-таки не произойдет.
- Алексей, как Вы могли бы оценить время правления Путина? В частности, как изменилась внешняя политика Москвы?
- Мне кажется, время Путина не закончено. Поэтому подводить политические итоги его правления для СНГ и Запада преждевременно. Россия пытается превратиться в мировую энергетическую державу и закрепиться в четверке новых глобальных игроков - вместе с США, ЕС и Китаем. Пока с переменным успехом. Не хватает главного - умения превращать тактические успехи в стратегическое доминирование. Слишком много прагматизма в отношениях с близкими партнерами и союзниками.
Но, если проводить сравнение с 1990-м, это небо и земля. Россия заявляет о своих интересах, к ее мнению прислушиваются. Только неплохо бы вспомнить о совете канцлера Горчакова. После проигранных войн России нужно сосредоточиться на решении внутренних проблем. После поражения в холодной войне и распада империи у нас появились два новых союзника: газ и нефть. Но сосредоточиться мы так и не успели.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение