|
Ботагоз Сейдахметова
Афганистан - самый загадочный из всех наших соседей по региону. С одной стороны, казалось бы, нам как азиатам с мусульманским менталитетом легче всего их понять. Но, с другой стороны, годы советской власти вытравили из нас часть естественных восточных инстинктов, и теперь многие вещи, происходящие в этой азиатской стране, для нас, как и для Запада, кажутся алогичными.
Например, в чем глубинная и тонкая восточная суть субботней угрозы президента Хамида Карзая перейти на сторону талибов, если западные партнеры будут и дальше принуждать его к проведению реформ? Может, назревает конфликт афганского сына и американского папы?
Кроме того, несколькими днями ранее Хамид Карзай обвинил западных партнеров в организации фальсификаций на прошлогодних афганских выборах. А теперь еще один антизападный выпад афганского президента.
Реакция американцев не заставила себя долго ждать. Уже в понедельник представитель Белого дома Роберт Гиббс выразил обеспокоенность от имени американцев. А на следующий день бывший посол ООН в Афганистане Питер Гэлбрайт в интервью американскому телевидению и вовсе сделал ужасное заявление. Мол, и психическое здоровье афганского президента оставляет желать лучшего, и-де Хамид Карзай питает слабость к “определенным товарам афганского экспорта”. Ясное дело, какого.
По наблюдениям бывшего посла, Карзай - человек эмоциональный и импульсивный. Короче говоря, Питер Гэлбрайт считает афганского президента психом и наркоманом, поведение которого может навредить успехам возглавляемой США коалиции, потому как Хамид Каразай как лидер Афганистана “не может быть надежным союзником”.
Однако тут возникает вопрос - почему американское правительство выбрало именно кандидатуру Карзая на пост президента и так активно способствовало его продвижению на последних президентских выборах в Афганистане, если дипломаты (как выяснилось) были о нем не самого высокого мнения?
Могу предположить два возможных варианта ответа. Первый: эта информация стала доступной для западных покровителей только сейчас, после эпатажного заявления Карзая. Второй: правительству США нужен был именно такой “свой человек” в Афганистане, то бишь неадекватный, ведомый инстинктами наркомана.
Впрочем, из слов людей, знающих Карзая, можно сделать вывод, что на присутствии американцев в стране этот демарш особо не скажется. Во всяком случае The Times Of India цитирует слова афганских парламентариев, которые уверены, что цель скандального выступления президента - добиться симпатий консерваторов и сочувствующих талибам. Более того, они полагают, что Хамид Карзай не боится лишиться поддержки Вашингтона, потому как США сами заинтересованы в присутствии в Афганистане.
В том же источнике приводятся мнения афганских законодателей о том, что слова Карзая следует расценивать как гиперболу, при этом они уверены, что ремарки президента говорят о его растущей склонности к конфликту с западными покровителями. Так, один из депутатов из восточной части этой страны говорит, что Карзай предупредил, “что из-за зарубежного вмешательства в дела Афганистана действия талибов можно будет расценивать не как восстание против законно избранной власти, а как сопротивление против оккупантов”.
Между тем первые звонки о некоторых переменах в умонастроениях действующей афганской власти поступили еще в начале этого года. Собственно, на Хамида Карзая повлияла международная конференция, посвященная Афганистану в Лондоне, где многие международные силы поддержали его стремление положить конец партизанской войне. Это ООН, Великобритания и даже с 12 марта - США.
Так что первый шаг Хамида Карзая был логичным. То бишь все в русле новой стратегии, выработанной совместными усилиями в Лондоне. Он начал борьбу за стабильность в стране с налаживания контактов с боевиками. В частности, в некоторых СМИ появилась информация о том, что в Кабуле идут тайные переговоры между правительством Карзая и представителями группировки “Хезб-и-Ислами”. Надо заметить, что эта группировка враждует и с талибами, и с международными силами, которые находятся в стране.
Что касается талибов, то, по словам пресс-секретаря “Талибана” Забихуллы Муджахида, группировка не вступит в переговоры с официальными властями страны до тех пор, пока на территории Афганистана находятся иностранные вооруженные силы.
Между тем на тех мартовских переговорах оппозиция предложила собственный мирный план, согласно которому в этом году (а не в 2012-м) все войска коалиции должны быть выведены из Афганистана. Кроме того, группировка “Хезб-и-Ислами” предложила кардинальную реформу существующей конституции Афганистана и даже выдвинула свой план формирования переходного правительства. Все эти предложения оппозиция планирует на нынешний год.
Впрочем, сам Карзай главной целью своих усилий называет привлечение к переговорам представителей движения “Талибан”, которые пока срываются по разным причинам. Среди причин: арест второго человека в этом исламистском движении Адбуллы Гхани Барадара в Пакистане, совершенный при участии американских сил безопасности. Во всяком случае известно, что якобы власти совместно с ООН проводили секретные переговоры о возможности встречи с ним за круглым столом. Однако талибы отвергают и этот вариант переговоров с нынешними властями.
И все же вопрос о том, почему американская обеспокоенность приняла такие уродливые формы? Мне хотелось бы некоторым образом реабилитировать репутацию президента Хамида Карзая, которого в одночасье обвинили в неадекватности и склонности к наркотикам.
Хочу привести мнение одного из экспертов по Афганистану касательно Хамида Карзая. Он уверен, что с именем действующего президента страны связаны предпосылки для строительства национального государства, основанного на гражданских принципах. “После краха проекта Наджибуллы Афганистан превратился в квазигосударственное сообщество криминально-этнических “бантустанов”, которые контролировались лишь произволом полевых командиров. Ответом на это разрушение государственной жизни стало возникновение движения “Талибан”, предложившего проект построения в Афганистане религиозно-фундаменталистского государства-сателлита Пакистана, опирающегося на гегемонию пуштунского этноса. Именно в силу этих причин - религиозного фанатизма, возведенного талибами в ранг государственной идеологии, пуштунского гегемонизма и отказа от суверенитета в пользу Исламабада проект талибов был исторически обречен”, - уверен эксперт.
По его мнению, в этой стране невозможно возрождение эпохи “классического Талибана”: “режим “яростных мулл” и созданный им проект афганского будущего является абсолютно антиафганским”.
Карзай выполнил главную задачу - сохранил целостность и единство страны с помощью и при поддержке США. И это будет актуально в ближайшее десятилетие.
По словам пресс-секретаря “Талибана” Забихуллы Муджахида, группировка не вступит в переговоры с официальными властями страны до тех пор, пока на территории Афганистана находятся иностранные вооруженные силы.
Между тем на тех мартовских переговорах оппозиция предложила собственный мирный план, согласно которому в этом году (а не в 2012-м) все войска коалиции должны быть выведены из Афганистана. Кроме того, группировка “Хезб-и-Ислами” предложила кардинальную реформу существующей конституции Афганистана и даже выдвинула свой план формирования переходного правительства. Все эти предложения оппозиция планирует на нынешний год. |