|
Ботагоз Сейдахметова
На днях в верхней палате индийского парламента принят законопроект, который гарантирует женщинам треть мест в парламенте и в региональных законодательных собраниях. Соня Ганди, президент партии “Индийский национальный конгресс”, назвала законопроект “подарком женщинам Индии”.
Дело теперь за нижней палатой парламента. Но уже сегодня премьер-министр Индии Манмохан Сингх считает, что это решение историческое
Дебаты в индийском парламенте проходили бурно и эмоционально. Мужчины не хотели чрезмерного присутствия в своем “мужском мире” женщин, а женщины вовсе не собирались им уступать. И добились своего.
Для такого патриархального общества, как индийское, эта победа женщин на самом деле весьма значительный шаг вперед в деле признания прав женщин. По словам индийского премьер-министра, женщины в Индии подвергаются дискриминации дома, “с ними жестоко обращаются, у них неравные по сравнению с мужчинами права в доступе к образованию и здравоохранению, и этому надо положить конец”.
Би-би-си приводит слова лидера Коммунистической партии Бринды Карат, которая заявила, что законопроект изменит ситуацию, когда женщины были “заложницами культурной тюрьмы”, и добавила, что “во имя сохранения традиций сохраняются стереотипы и мы вынуждены бороться с этим каждый день”.
Между тем история борьбы женщин за свои права началась в далеком 1504 году, когда итальянка Кристина де Пизан опубликовала “Книгу о женском городе”. В ней она пыталась доказать, что женщины имеют право на образование и политическое влияние. Современники книгу проигнорировали.
Дальнейшая история женской борьбы за свои права показала, что наиболее изобретательными и агрессивными в этой борьбе оказались американки. Впрочем, впервые в защиту женщин выступил мужчина-француз. Французы в XVIII веке, пожалуй, были наиболее продвинутой европейской нацией. Так вот, это был 1790 год. Французский философ де Кондорсе опубликовал статью “О даровании женщинам гражданских прав”. Ведь ранее другой француз - великий философ-энциклопедист Жан-Жак Руссо выступал против предоставления женщинам гражданских прав. Он был убежден, что женщины от природы неспособны быть гражданами.
Уже через два года, в 1792 году, немецкий мыслитель Теодор Готтлиб фон Гиппель опубликовал книгу “Об улучшении статуса женщин”, в которой призывал к полноправию женщин в политике, образовании и так далее.
Потом в этой истории было много событий, и все, как один, исторические. Первая женская партия, первый американский штат, в котором женщина имела право работать в суде. Даже первые брюки, которые американские суфражистки надели в знак протеста, дабы продемонстрировать равенство полов в одежде.
В начале прошлого века Клара Цеткин на II Международной конференции женщин-социалисток предложила отмечать Международный день борьбы за права женщин. В Европе этот день впервые отметили 19 марта 1911 года. И только в 1914 году этот день получил постоянную прописку - 8 марта. В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем. Слово “борьба” из названия праздника исчезло.
Если продолжить “литературную” тему, то в 1963 году журналистка Бетти Фридан опубликовала книгу “Женская загадочность”.
Надо сказать, что эта книга стала буквально “библией” современного женского движения. В книге подчеркивалась важность полной независимости женщин от мужчин, прекращения “домашнего рабства” женщин и впервые был применен термин “сексизм” - то есть доминирование по половому признаку. Фридан описала, насколько сильна неудовлетворенность американских домохозяек среднего класса своим положением в обществе. Книга разгромила миф о том, что женщины могут быть полностью счастливы, только рожая детей и заботясь о хозяйстве.
А ведь в это же время освобожденные женщины Советского Союза были вынуждены совмещать карьеру и неустроенный быт. В отличие от тех же американок, которые уже в 60-е годы прошлого века пользовались бытовой техникой, нашим дамам приходилось вручную стирать белье, успевать готовить и следить за детьми.
Впрочем, это лирическое отступление от темы. Хотя нет, вот еще информация к размышлению. Женщины постсоветского пространства и сегодня иронизируют и не могут понять постановление Верховного суда США от 1986 года о сексуальной агрессии (sexual harassment), или приставании к женщинам на рабочем месте. Суд постановил, что sexual harassment не что иное, как акт дискриминации.
Тем временем именно традиционный Восток подарил миру такие знаковые имена в большой политике, как Индира Ганди, Беназир Бхутто, Корасон Акино, Тансу Чиллер.
Если говорить о Западе, то самые известные женщины в политике - это премьер-министр Маргарет Тэтчер в Великобритании, целая череда женщин премьер-министров скандинавских стран, такие ключевые политические фигуры США, как госсекретари Мадлин Олбрайт, Кондолиза Райс, нынешний госсекретарь США Хиллари Клинтон.
Если говорить вообще о женщинах во власти, то в США представительство женщин во власти несколько ниже, чем в Европе. В нижних палатах парламентов Швеции, Дании, Финляндии, Нидерландов, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Исландии, Аргентины женщины составляют от 30 до 48 процентов. Наименьший удельный вес женщин в парламентах развивающихся стран.
Похоже, что индийские женщины могут сбалансировать эту ситуацию. |