|
Ботагоз Сейдахметова
Официальный визит государственного секретаря - министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева в Китай случился аккурат в первый рабочий день после празднования китайского Нового года. В Поднебесной официально наступил год Тигра.
Для главы внешнеполитического ведомства Китая Яна Цзечи казахстанский коллега - первый иностранный гость в год Тигра, факт сам по себе говорящий
Надо отметить, что Каната Саудабаева с китайским коллегой связывает общее американское прошлое. Ян Цзечи и наш министр буквально были соседями по дипломатическому общежитию в бытность работы послами своих государств в США. Так что сегодняшняя встреча, без всякого преувеличения и журналистских штампов, была теплой и прошла в дружеской атмосфере.
Впрочем, у нас в Азии личное знакомство и личные связи практически главный фактор успеха в переговорах. Собственно, стороны не раз отмечали во время встреч, что “благодаря непосредственной заботе и вниманию глав государств - президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и председателя КНР Ху Цзиньтао - сотрудничество в последние годы получает стремительное и неуклонное развитие”.
Возможно, в наших двусторонних отношениях азиатские инструменты особенно действенны, потому как Восток дело тонкое, а Китай страна непростая и парадоксальная во многих отношениях. Во-первых, потому что, несмотря на то, что официально Поднебесная считается последним оплотом социализма на просторах Евразии, законы рыночной экономики здесь работают весьма успешно под руководством Коммунистической партии.
Во-вторых, это государство сумело успешно воплотить в жизнь то, что пыталась делать Советская власть. А именно, создавать глобальные национальные проекты и по-китайски терпеливо их выполнять. В-третьих, Китай настолько самодостаточен, что никакой внешний шантаж, который использует Запад в отношении других стран, здесь не проходит. А ведь таких “слабых мест” у него более чем достаточно. Назову лишь наиболее известные территориальные проблемы, угрожающие целостности страны, - СУАР, Тибет и Тайвань.
И кстати, буквально накануне вылета нашего министра в столицу Поднебесной все международные каналы транслировали китайский ответ на очередную попытку Америки вмешаться во внутренние дела страны. В частности, Пекин довольно жестко отреагировал на переговоры Вашингтона с тибетским ламой.
В-четвертых, законы глобализации, которые сделали весь мир практически одинаковым, каким-то невообразимым образом сохранили внешний вид Китая и китайцев неизменным. Тот же серо-черный дресс-код в стиле “великого кормчего”. Та же утренняя всепекинская разминка с элементами китайской гимнастики тай чи. Те же велосипеды, которые разгружают тяжелый пекинский трафик, и велосипедисты всех возрастов. Из ярких красок - красные фонари, красные полотнища, китайские ворота с элементами властного желтого и синего.
Все мои стереотипы о Поднебесной получили свое подтверждение на знаменитой площади Тяньаньмынь. С огромного портрета Великий Мао, как главный фактор национальной идеи единого Китая, мудрым взором глядит на свой народ. На самом деле площадь наводнена простым людом из различных китайских регионов и провинций. У нас было ощущение, что мы единственные из иностранных туристов.
Тем временем, для китайских туристов сакральный смысл присутствия на главной площади страны состоит в наблюдении за церемонией ежеутреннего поднятия китайского флага. Так было в советское время, когда на Красной площади происходила смена почетного караула. Есть в этом некий объединяющий фактор, который, пожалуй, временами работает на патриотизм точнее, чем иные речи политиков.
|
Площадь Тяньаньмынь в Пекине - место знаковое. Именно здесь более 20 лет назад произошла самая страшная трагедия в истории современного Китая - жестокое подавление студенческой демонстрации. Сегодня это место привлекает толпы китайцев, которые наблюдают вечернюю церемонию спуска китайского флага солдатами Народной армии |
Официальная часть
По итогам переговоров были достигнуты договоренности по широкому спектру вопросов. В частности, подчеркивалась необходимость всестороннего усиления нашего делового сотрудничества по самым различным направлениям, еще большего усиления взаимодействия в рамках международных организаций, таких как ООН, ШОС и других, с тем, чтобы вывести наши отношения на более высокую ступень.
Оба министра говорили о том, что в настоящее время еще не полностью устранены все последствия мирового экономического кризиса и мы должны приложить совместные усилия по преодолению его последствий.
По словам китайского министра, в первую очередь необходимо усилить сотрудничество по реализации целого ряда ключевых проектов в области торговли, энергетики, транспорта, науки и технологии, телекоммуникаций и инноваций, сельского хозяйства с тем, чтобы добиться роста объема двусторонней торговли.
Ян Цзечи сообщил, что в этом году в Шанхае пройдет ЭСПО и выразил благодарность за поддержку этого мероприятия со стороны казахстанского лидера, правительства. В то же время он приветствует, чтобы руководители Казахстана и граждане приняли участие в этом мероприятии.
Кроме того, журналистам было сообщено, что в этом году нашу республику посетит лидер Китая.
Экономика, общая безопасность,
казахстанское зерно
Между тем министра встречали в Академии общественных наук Китая, где Канат Саудабаев выступил с докладом об уровне наших двусторонних отношений.
Ключевая часть доклада посвящена выходу из мирового финансового кризиса.
В частности, он сказал, что основной компонентой стратегического партнерства Казахстана с Китаем является масштабное торгово-экономическое взаимодействие.
Он отметил, что с 1992 года объем двусторонней торговли между Казахстаном и Китаем увеличился более чем в 25 раз, достигнув в 2008 году рекордной отметки в 17,5 миллиарда долларов. “Тем самым, мы на 6 лет раньше выполнили поручение лидеров наших стран выйти к 2015 году на рубеж 15 миллиардов долларов”, - подчеркнул наш министр.
Вообще, Китай - один из крупнейших инвесторов в экономику Казахстана с совокупным объемом инвестиций около 9,3 миллиарда долларов.
В этой связи Канат Саудабаев выразил благодарность Китаю за финансовую поддержку в размере 13,5 миллиарда долларов на реализацию важных инфраструктурных проектов. По мнению министра иностранных дел Казахстана, этот “шаг сыграл важную роль в успешном преодолении Казахстаном негативных последствий глобального финансового кризиса”.
По словам г-на Саудабаева, Поднебесная становится “локомотивом” вывода не только стран региона, но и всей мировой экономики из тяжелого кризиса.
Кстати, согласно прогнозам китайской Академии общественных наук, в этом году ожидается рост ВВП Китая до 8 процентов. Это обнадеживает, подчеркнул г-н Саудабаев, и добавил, что Казахстан готов всячески содействовать дальнейшему развитию китайской экономики, “что предоставляет дополнительные возможности и для нас”.
Что касается вопросов энергетической безопасности, в республике реализуются крупные проекты в энергетической сфере с участием китайского капитала, которые имеют стратегическое значение для обеих сторон. Так, нефтепровод и газопровод Казахстан - Китай, введенный в эксплуатацию в прошлом году, уже дал позитивные результаты в обеспечении стабильных поставок энергоресурсов.
Кроме того, у нас ведется реализация проектов в области нефтехимии. В этом ряду: строительство битумного завода на базе Актауского завода пластических масс, реконструкция Атырауского НПЗ и строительство комплекса по производству ароматических углеводородов, а также третьего Жанажолского газоперерабатывающего завода, рассматриваются проекты в области альтернативной и возобновляемой энергетики.
Канат Саудабаев, выступая перед учеными академии, напомнил, что наша страна является крупным производителем зерна и занимает пятое место в мире по его экспорту. Сегодня на повестке дня стоит вопрос о транзите казахстанского зерна через китайскую территорию в третьи страны, а также о поставках пшеницы в Китай. “В рамках реализации данной задачи мы придаем большое значение расширению инвестиционного, инновационного и технологического сотрудничества с КНР, - сказал г-н Саудабаев. - У нас есть программа сотрудничества в несырьевых секторах. Она призвана стать дорожной картой по сотрудничеству в новых сферах”.
“Важным подспорьем в финансировании совместных проектов в несырьевых секторах экономики должно стать создание казахстанско-китайского фонда прямых инвестиций CITIC-Kazyna Investment Fund с общей капитализацией 200 миллионов долларов.
Активизации торгово-экономического сотрудничества, увеличению приграничной торговли и упорядочению транспортно-логистических потоков будет способствовать завершение строительства международного центра приграничного сотрудничества “Хоргос”. К концу 2010 году планируется открытие центра в ограниченном режиме”, - сообщил министр.
В сфере транспортного сотрудничества к 2012 году планируется завершить работы по прокладке второй казахстанско-китайской железнодорожной ветки Коргас - Жетыген протяженностью 300 километров и стоимостью в 775 миллионов долларов. По предварительным расчетам, введение этой ветки сократит сроки перевозки грузов из Китая в страны Центральной Азии, Западной Европы и Закавказья и разгрузит маршрут Достык - Алашанькоу, который в настоящее время является единственным железнодорожным коридором, связывающим Китай с Центральной Азией.
В прошлом году начались работы по созданию трансконтинентального автомобильного коридора Западная Европа - Западный Китай. Общая протяженность дороги составит 8500 километров, из них казахстанский участок - 2800 километров. Реализация мегапроекта имеет стратегическое значение для всех стран региона, потому как сократит сроки транспортировки грузов между странами Юго-Восточной Азии и Европы.
Канат Саудабаев, завершая экономический блок своего доклада, пригласил китайские компании к сотрудничеству с 200-миллионным рынком недавно созданного Таможенного союза, куда вошли Казахстан, Россия и Беларусь. По мнению экспертов, иностранным компаниям выгодно создавать высокотехнологичные СП в Казахстане. |