|
Ботагоз Сейдахметова
Совсем недавно, 17 февраля 2008 года, на карте мира почти появилось новое государство. Почему “почти”? Потому что независимость крошечного балканского государства Косово признали не все большие и давно независимые государства. Более того, провозглашение независимости этим государством вновь накалило мировые страсти и в очередной раз разделило планету на две противоборствующие половинки
Казалось бы, кому какое дело, останется ли Косово в составе Сербии с широкими полномочиями автономии, либо таки станет отдельным государством, чего добивалось долгие годы еще с прошлого столетия. Но глобализация и средства связи давно сделали мир взаимозависимым и таким чутким на перемены.
Главные полюса противостояния по косовскому вопросу - США и Россия.
По мнению американской стороны, которая одной из первых официально признала независимость нового государства, объявление независимости положило конец насилию албанского большинства, которое составляет 90 процентов этой бывшей сербской провинции.
Российский президент Владимир Путин считает, что признание независимости Косово - это “страшный прецедент”, который может взломать всю систему международных отношений и повлечет за собой целую цепочку непредсказуемых последствий.
Позиция Казахстана аналогична. “Казахстан не приветствует нарушение территориальной целостности государства и провозглашение независимости в одностороннем порядке, которое может быть расценено как прецедент всеми непризнанными территориальными формированиями”, - говорится в официальном заявлении МИДа Казахстана.
Американский взгляд:
Комментарии Чрезвычайного и Полномочного Посла США в Казахстане Джона Ордвея для “НП”
- Господин посол, почему правительство США признало и поддержало независимость Косово? Каковы главные аргументы за независимость Косово?
- Думаю, что для того, чтобы в полной мере понять нашу позицию по Косово, нужно обратиться к достаточно далекому прошлому. Когда я стал дипломатом, была одна Югославия с одним президентом. В отличие от Советского союза Югославия распадалась в течение определенного периода времени, сопровождавшегося войной и насилием на этнической почве. Сегодня Косово - седьмая по счету страна, которая появилась на месте бывшей Югославии.
Если помните, в 1999 году международному сообществу пришлось вмешаться в ситуацию в Косово из-за огромных масштабов этнического насилия и чисток, имевших место в то время. И с тех пор стало ясно, что возврата к прежней ситуации, когда Косово и Сербия сосуществовали в составе одной страны, нет.
Международное сообщество потратило много времени и сил, работая над этой проблемой. В этом процессе неотъемлемую роль играла ООН, а Марти Ахтисаари, бывший дипломат ООН и бывший президент Финляндии, в течение нескольких лет работал над планом, который изменит статус Косово.
Он пришел к выводу, что единственный путь - это международно признанная независимость Косово. Думаю, вопрос был только в том, когда это лучше сделать. И ясно, что подавляющее большинство населения Косово решило, что время пришло.
Соединенные Штаты признали независимость Косово потому, что считали, что это правильно, и потому, что, как и в других случаях в бывшей Югославии, мы стремились к результату, который бы защитил права людей на мирную, безопасную и стабильную жизнь. Нам кажется, что это лучший из возможных результатов, обеспечивающий полную защиту прав меньшинств, включая сербское меньшинство, представители которого будут продолжать жить в Косово.
Международным сообществом этому решению будет оказана большая помощь, и международное сообщество будет пристально следить за его реализацией, включая применение международных миротворческих сил для поддержания стабильности. Таким образом, мы надеемся и желаем, чтобы результат был мирным, стабильным, долговечным и признанным не только странами мира, но и странами, имеющими отношение к Косово.
- События в Белграде, волнения этнических сербов в Косово говорят о том, что эта территория может стать еще одной горячей точкой, только теперь в Европе. Как Вы прогнозируете развитие событий в Сербии?
- Мы продолжим оказывать Косово значительную политическую и экономическую помощь. ООН, ЕС и миротворческие силы НАТО в Косово (KFOR) будут играть большую роль, помогая правительству Косово двигаться вперед и отвечать на появляющиеся вызовы.
Соединенные Штаты давно считали, что план Ахтисаари, включая содержащуюся в нем рекомендацию о независимости Косово под наблюдением международного сообщества, - это лучший способ укрепить региональную стабильность и позволить и Сербии, и Косово продвинуться по евроатлантическому пути. Соединенные Штаты также призывают все стороны вести себя максимально сдержанно и воздерживаться от любых провокационных действий.
- Известно, что против независимости Косово выступили государства, у которых есть свои проблемы с сепаратистами. Как Вы считаете, создает ли пример Косово прецедент для других непровозглашенных государств, таких, как, например, Страна Басков в Испании, для уйгуров в Китае, Приднестровская Республика в Молдове, и других?
Почему вообще российский аргумент о создании прецедента американская сторона игнорирует?
- Уникально необычное сочетание факторов в ситуации с Косово, включая такие, как особенности распада Югославии, история этнических чисток и преступлений против гражданских лиц и продолжительный период администрирования ООН в Косово. Это делает Косово особым случаем. Косово не может рассматриваться как прецедент по отношению к любой ситуации в сегодняшнем мире.
- Господин Ордвей, как Вы считаете, будет ли косовский вопрос использоваться в качестве контраргумента кандидатами от демократической партии наряду с иракским?
- В Соединенных Штатах сейчас идет исторически важная и увлекательная предвыборная кампания. Любые вопросы, включая политические, социальные, экономические и связанные с внешней политикой, будут тщательно обсуждаться, как это и должно быть при подлинной демократии.
Важной частью этого обсуждения станут позиции, которые кандидаты займут по вопросам внешней политики, в частности в Косово, Афганистане и особенно в Ираке. Однако, как и во многих других странах, внутриполитические вопросы будут играть такую же, а может, и более важную, роль, чем внешняя политика.
Также очень важно отметить, что многие годы американская внешняя политика была достаточно последовательной независимо от партийной принадлежности президента, и я ожидаю, что так будет и в дальнейшем.
Казахстанский взгляд:
Комментарий Андрея Чеботарева, директора центра актуальных исследований “Альтернатива”
- Андрей, как Вы считаете, создает ли пример Косово прецедент для других непровозглашенных государств, таких, как, например, Страна Басков в Испании, для уйгуров в Китае, Приднестровская Республика в Молдове, и других?
- Ситуация вокруг Косово выглядит очень неоднозначной. Совсем не решать вопрос о статусе данного административно-территориального образования нельзя, равно как и не получается затягивать это на неопределенное время. В противном случае косовский конфликт еще долго будет создавать напряженность на Балканах, а также способствовать политическим “брожениям” в других уголках мира.
С другой стороны, провозглашение властями Косово в одностороннем порядке независимости края при явной поддержке Запада может привести к ряду негативных последствий геополитического характера.
Во-первых, после распада Югославии косовский прецедент способен привести и к распаду Сербии в нынешних границах. Дело в том, что в составе Сербии имеется еще один автономный край - Воеводина, населяемый преимущественно венграми. И хотя Белграду удалось избежать здесь повторения событий, аналогичных косовским, в то же время под их воздействием воеводинские власти с 1999 года неоднократно поднимают вопрос о расширении автономии края.
Поэтому если Косово сумет добиться официального международного признания своей независимости, то никто не гарантирует, что того же не захотят и воеводинские венгры. А если они еще начнут отстаивать свое право на “самоопределение” все активнее и активнее, то еще не отошедший от прошлых войн и конфликтов регион может получить новый их всплеск. В конечном итоге Сербия рискует превратиться в государство, причем намного меньшее по территории, чем то, каким оно было в XIX веке после обретения независимости от Турции.
Во-вторых, некоторые страны Запада могут получить аналогичные этнотерриториальные проблемы, что и Сербия. Например, никто не гарантирует, что после Косово вновь не заявят о себе британские ирландцы, возобновив свою начавшуюся “затухать” борьбу за отделение Ольстера, или канадские французы, среди которых уже имели место проявления настроений по поводу “самоопределения” своего Квебека. В этом отношении признание независимости Косово, к примеру, Великобританией, Бельгией, Турцией и Афганистаном, где имеют место тенденции сепаратизма или неоднозначные межэтнические ситуации, следует расценить как политически неверное решение.
Но и это еще не все. Очевидно, что действие закрепленного в ряде международно-правовых актов права различных народов мира на самоопределение весьма сомнительно именно в отношении Косово. Это объясняется тем, что населяющие его албанцы уже имеют собственное государство, то есть Албанию. Возможно, что именно этот аргумент в плане появления на карте мира фактически двух албанских государств и станет основным для противников “расчленения” Сербии в процессе дальнейшего решения косовского вопроса.
К тому же косовский прецедент может вызвать серьезный подъем в сторону “самоопределения” у тех народов, которые вообще не имеют своего государства, в частности, курдов, уйгуров, тибетцев, гагаузов, басков и т.д. Лидеры и активисты их всевозможных движений “сопротивления” или “освобождения” в этом случае получат серьезные основания для того, чтобы активно требовать от ООН аналогичного раздела территории тех или иных стран для создания своих собственных государств.
И не исключено, что для оказания должного влияния на положительное и скорое удовлетворение своих требований они пустят в ход те же методы, которые уже не раз многими из них применялись в отношении официальных лиц соответствующих государств-“оккупантов”.
Не случайно поэтому, что независимость Косово категорически не признают или явно не стремятся к этому Испания, Израиль, Кипр, Россия, Молдова, Азербайджан, Грузия, Китай, Индонезия и ЮАР, которые в разное время испытали, а кое-кто из них до сих пор испытывает серьезные проявления сепаратизма и связанные с ним последствия.
Зато среди признавших независимость Косово наблюдается самопровозглашенное и существующее с 1949 года государственное образование - Тайвань, которое явно руководствуется тем, чтобы перестать быть “мятежной” территорией Китая и стать полноправным государством.
- Дает ли Москве независимость Косово карт-бланш на содействие Абхазии и Южной Осетии в окончательном отделении от Грузии?
- Для России ситуация вокруг Косово выглядит довольно неоднозначной. С одной стороны, косовский прецедент способен спровоцировать рост сепаратизма в той же Чечне, Татарстане и некоторых других субъектах федерации. Кроме того, с геополитической точки зрения, Запад в лице США и их союзников по НАТО получает хороший козырь для того, чтобы путем еще большего “расчленения” и ослабления традиционного союзника России на Балканах в лице Сербии еще больше ослабить ее позиции в данном регионе.
С другой стороны, они сами невольно дают Москве карт-бланш для того, чтобы, используя косовский прецедент, усиленно добиваться признания независимости таких же самопровозглашенных в свое время не без ее поддержки государственных образований, как Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия. А ее союзница Армения сможет поставить аналогичный вопрос по Нагорному Карабаху.
Тем более, что со стороны лидеров этих республик подобные высказывания на волне решения косовского вопроса звучат уже давно. В этом случае ООН и тем ее странам-участницам, которые могут официально утвердить суверенитет Косово, будет очень сложно обосновать то, почему нельзя сделать аналогичный шаг в отношении указанных выше самопровозглашенных республик. Однако тогда США и их союзники рискуют испортить отношения с Азербайджаном, Грузией и Молдовой, потеряв тем самым свое влияние в соответствующих регионах СНГ в пользу все той же России.
- Какие последствия, по Вашему мнению, могут быть для нашего региона?
- Косовский прецедент может спровоцировать новые проявления сепаратизма и межэтнических конфликтов в Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая и в Афганистане. В связи с этим может возникнуть нарастание напряженности в зоне внешних границ соответствующих центрально-азиатских государств. Менее ощутимым это может быть разве что в КНР, власти которой способны принять серьезные превентивные меры.
Другое дело, что усиление Пекином своего контингента вооруженных сил в СУАР станет другим источником угрозы безопасности Центральной Азии. Еще хуже выглядит ситуация в Афганистане, власти которого фактически не контролируют ситуацию в ряде провинций страны.
Непосредственно же в центрально-азиатских республиках могут обостриться прежние, временно “затухшие”, и возникнуть новые споры и конфликты вокруг пересмотра границ и передела “спорных” территорий. Что касается внутренней ситуации, то наибольшие риски проявления сепаратизма имеют Таджикистан и Кыргызстан, где наблюдаются заметные проявления регионализма и клановости. Тем более, что первый из них в свое время прошел испытание гражданского вооруженного противостояния между кулябцами и памирцами.
Вместе с тем такое вероятное развитие ситуации в Центральной Азии и вокруг ее внешних границ может привести к усилению той же России, которая в рамках ОДКБ может выступить в качестве как “арбитра” между конфликтующими республиками, так и их “защитника” от внутренних и внешних угроз. |