|
Ботагоз Сейдахметова
На этой неделе, с 14 по 17 февраля, государственный секретарь - министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев совершил свой первый визит в качестве действующего председателя ОБСЕ на Южный Кавказ, в регион, где у ОБСЕ есть полевые миссии. В течение трех дней действующий председатель посетил три кавказские столицы - Баку, Ереван и Тбилиси. Главная цель визита Каната Саудабаева на Южный Кавказ - содействие в урегулировании затяжных конфликтов. В частности, конфликта между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха.
В ходе визита Канат Саудабаев неоднократно подчеркивал, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта - важнейший вопрос, который является чрезвычайным приоритетом председательства нашей страны в ОБСЕ
Осторожный
оптимизм
Надо сказать, что вопрос, связанный с Нагорным Карабахом - самый чувствительный и болезненный как для азербайджанцев, так и для армян. И, как водится, у каждой стороны конфликта есть своя собственная правда, на которой каждая из них твердо и непреклонно стоит. При этом что те, что эти абсолютно уверены, что конфликт затянулся именно по причине несговорчивости противной стороны. Разобраться и взять на себя нелегкую миссию посредника пытаются третьи стороны вот уже не первый десяток лет.
Среди них так называемая Минская группа ОБСЕ, сопредседателями которой являются три страны - Франция, США и Россия. Впрочем, в ходе встреч и в Баку, и в Ереване министры иностранных дел Азербайджана и Армении вспоминали самых первых миротворцев - президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и Бориса Ельцина, которые приезжали в регион еще в начале конфликта в 1991 году.
Так что нашему министру, может, как никогда, необходимо было включить весь свой дипломатический талант, потому как этот конфликт из ряда затяжных, и деликатность в его решении - ключевой фактор. Деликатность и дипломатическую осторожность применяли в своих выступлениях и Канат Саудабаев, и министры иностранных дел: Азербайджана Эльмар Маммадяров и его коллега в Армении Эдвард Налбандян, когда говорили, что ощущают “осторожный оптимизм в развитии этой ситуации”.
При этом в ходе встреч и в Баку, и в Ереване как лидеры этих стран, так и министры внешнеполитического ведомства выражали надежду, что именно председательство Казахстана может сдвинуть ситуацию в позитивную сторону, поможет решить конфликт мирным путем. Ведь у нас общая история, схожие менталитеты, а потому Казахстан лучше понимает ситуацию, считают обе стороны конфликта. Кроме того, мы все входим в ОДКБ, а это также означает общие подходы и позиции по многим вопросам международной политики.
По словам Каната Саудабаева, Казахстан внимательно следит за процессом и считает, что сегодня настало время для выхода на решение, которое позволит достигнуть компромисса. Реальной основой для него должен стать обновленный план урегулирования конфликта в соответствии с так называемыми мадридскими принципами.
Касаясь предложений по основным принципам обновленного мадридского документа, азербайджанский министр иностранных дел Эльмар Маммадяров отметил, что вариант поэтапного урегулирования конфликта предполагает “вывод армянских Вооруженных сил из Нагорного Карабаха, восстановление всех коммуникаций, в том числе транспортной инфраструктуры, возвращение перемещенных лиц на родину c гарантией их безопасности”. Кроме того, он подчеркнул, что армянская и азербайджанская общины должны будут впоследствии определить статус спорной территории. “Азербайджан, со своей стороны, готов предоставить Нагорному Карабаху самую высокую автономию, которая имеется на сегодняшний день в мировой практике”, - сказал азербайджанский министр.
Между тем действующий председатель ОБСЕ Канат Саудабаев сказал, что обнадеживают недавние договоренности в Афинах, достигнутые министрами иностранных дел Азербайджана и Армении, а также состоявшаяся в январе этого года в Сочи встреча лидеров двух государств и президента России Дмитрия Медведева.
В Баку Канат Саудабаев имел возможность встретиться с лидерами нескольких оппозиционных партий. Кстати, в Азербайджане зарегистрировано более 50 политических партий, но правящая партия находится в значительном большинстве в парламенте. Лидеры партий были менее дипломатичны и, в частности, выражали свое недовольство работой Минской группы, характеризуя ее как инертную. На что действующий председатель ОБСЕ ответил, что полностью поддерживает посреднические усилия Минской группы сопредседателей и отдает должное работе по укреплению доверия своего личного представителя - посла Анджея Каспшика.
“Мы искренне надеемся придать дополнительный импульс работе всех сторон, задействованных в этом непростом вопросе. Именно в этом заключается главная цель моего визита”, - повторял на всех встречах Канат Саудабаев. И добавлял, что позиция нашей страны в этом вопросе такова: не существует альтернативы мирному решению проблемы. “Конфликтующие стороны должны вести диалог на основе доверия и взаимопонимания, все остальные являются помощниками, желающими внести свой посильный вклад в установление в регионе устойчивого мира и стабильности”.
По словам Каната Саудабаева, Казахстан, как действующий председатель, будет всемерно способствовать позитивным шагам и тенденциям на пути мирного урегулирования проблемы. В этой связи важно укреплять терпимость, доверие и взаимопонимание между народами Азербайджана и Армении. “Казахстан, как страна с богатым опытом в сфере поддержания межнационального согласия и обеспечения межкультурного диалога, готов внести свой вклад в этот процесс со всеми заинтересованными сторонами”, - обещал он в Баку и в Ереване.
Впрочем, Канат Саудабаев убежден, что решение карабахского конфликта все же находится в руках самих участников конфликта.
История, эмоции,
позиции
Официальная история конфликта звучит так:
В феврале 1988 года населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР.
В сентябре 1991 года было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах бывшей НКАО и соседних армянонаселенных районов Азербайджана. Официальный Баку признал этот акт незаконным. Вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, продлился до 1994 года. Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом (армянские журналисты сказали проще - они проиграли войну).
В 1992 году и по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. При этом Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.
В марте 2008 года Генассамблея ООН приняла резолюцию по непризнанной НКР с требованием немедленного вывода армянских сил “с оккупированных территорий Азербайджана”, подтверждением права Азербайджана на Нагорный Карабах и прилегающие территории. Генассамблея приняла документ 39 голосами “за” при 7 “против” и 100 воздержавшихся. Россия, США и Франция голосовали “против”.
И в Азербайджане, и в Армении у меня была возможность пообщаться с коллегами: местными журналистами и аналитиками, которые подчеркивали, что этот конфликт не относится ни к религиозным, ни к этническим, как это может показаться на поверхностный взгляд стороннего наблюдателя. На самом деле, конфликт возник из-за территории, которая в то или иное историческое время, в зависимости от воли политиков, меняла свои границы. Так что конфликт существовал давно, но именно развал Советского Союза, который привел к созданию Нагорно-Карабахской Республики и завершился вооруженным противостоянием. По сути, это была самая настоящая война, которая привела к множеству жертв среди мирного населения. После войны людям пришлось покинуть свои дома и приобрести печальный статус “перемещенных лиц”.
Вопрос, чья же эта территория, ответа не может иметь, ведь каждая сторона приводит свои исторические аргументы в пользу своей позиции. И, конечно, не обходится без эмоций. Так, азербайджанцы говорили мне, что позиция армян подкреплена мощной финансовой поддержкой со стороны армянской диаспоры в США и Франции. А армянские журналисты уверены, что азербайджанская сторона игнорирует решения международных посредников.
Между тем мне показалось, что этот территориальный конфликт стал больше похож на информационную войну. Так что наше председательство в ОБСЕ будет весьма непростым.
Комментарий
Прездка была короткой, и я успела взять лишь один комментарий, и только с армянской стороны. Это не означает каких-то личных предпочтений.
Политический обозреватель информационного агентства “НОЯН ТАПАН” Давид Петросян считает, что интересы главных внешних игроков - Брюсселя, Вашингтона и Москвы - сходятся и расходятся по ряду ключевых моментов, касающихся урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
В частности, он уверен, что интересы игроков СХОДЯТСЯ в том, что:
1. Конфликт должен быть урегулирован исключительно мирными средствами. Возобновление широкомасштабных боевых действий в зоне конфликта недопустимо и, по всей видимости, будет жестко пресечено.
2. Армянскому населению Нагорного Карабаха должна быть гарантирована безопасность, международный статус и сухопутная связь (коридор) с Арменией.
3. Окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен в результате референдума, порядок и сроки проведения которого должны быть определены дальнейшими переговорами в рамках урегулирования конфликта.
При этом он обозначил то, в чем интересы игроков РАСХОДЯТСЯ:
1. Москва является негласной сторонницей нынешнего статус-кво в нагорно-карабахском конфликте.
2. Брюссель и Вашингтон желают изменения статус-кво путем вывода армянских подразделений из пяти районов “зоны безопасности”, которые находятся за пределами административных границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области.
3. Москва согласна на изменение статус-кво, то есть вывод армянских вооруженных подразделений из пяти вышеупомянутых районов только в том случае, если будет предпринята полноценная миротворческая операция, а основную часть миротворческого контингента будут составлять российские подразделения.
4. Брюссель и Вашингтон предлагают ввести в состав миротворческого контингента воинские подразделения из тех стран ОБСЕ, которые не имеют прямых геополитических интересов в этом регионе (например, воинские контингенты стран Северной Европы). Они также предлагают, чтобы в составе военных контингентов не было миротворцев из стран - посредников Минской группы ОБСЕ, то есть России, США, Франции, а также сопредельных с регионом стран - Ирана и Турции.
5. Брюссель и Вашингтон, как вариант, также предлагают вообще отказаться от полноценной миротворческой операции и в качестве миротворческого контингента расположить по линии соприкосновения конфликтующих сторон международных наблюдателей, вооруженных легким стрелковым оружием.
Баку - Ереван |