|
Ботагоз Сейдахметова
Новый 2010 год начался с ужесточения проверок в аэропортах Европы, особенно тех рейсов, которые направляются в США. Впрочем, для Запада такие меры безопасности не новы. После известных трагических событий 11 сентября 2001 года США ввели в аэропортах меры безопасности, часть которых сегодня стали привычными, а другая - формальностью, которой во многих международных аэропортах попросту пренебрегают
Давно известно, когда дело касается вопросов безопасности и терроризма, о правах человека забывают даже в заокеанском “оплоте демократии”. В США после событий 11 сентября был принят закон, позволяющий прослушивать частные телефонные разговоры. Более того, была срочно создана новая структура - Department of Homeland Security, или департамент национальной безопасности, который обладает широкими правами.
Американский народ большинством голосов тогда отдал предпочтение безопасности, а не соблюдению права на личную жизнь. Впрочем, такая либеральность в отношении усиления полицейских мер длилась в США недолго, видимо, пока не прошел шок от трагедии с башнями-близнецами в Нью-Йорке.
На этот раз толчком для усиления мер безопасности авиапассажиров стал инцидент, который произошел накануне нового 2010 года. Один из пассажиров рейса номер 253 компании Northwest Airlines - крупного американского авиаперевозчика, являющегося дочерним предприятием Delta Air Lines - 25 декабря 2009 года (аккурат в католическое Рождество) попытался совершить теракт на борту самолета.
Им оказался нигериец, выходец из состоятельной семьи, который закончил один из лондонских колледжей. Почему человек, получивший западное образование, не проникся уважением к западной же культуре - это вопрос, который я часто себе задаю. Ответа пока нет, и, боюсь, что этот вопрос не имеет четкого объяснения. Во всяком случае, уверена, что недостаточно объяснять его противостоянием Запада и Востока.
Между тем попытка террористу не удалась, а самодельная бомба, как оказалось, была спрятана... в трусах.
Так что теперь, усилиями нигерийского террориста, видимо, тщательной проверке будет подвергаться не только верхняя одежда.
|
В израильских аэропортах меры безопасности всегда соблюдают жестко |
Впрочем, так происходит всегда. Все как в известной русской пословице: обжегшись на молоке, начинают дуть на воду. Ну это поначалу. Потом привычка дуть на холодное молоко отмирает как атавизм. К примеру, в аэропорту Нью-Йорка еще в 2003 году особо подозрительных граждан стран третьего мира отводили в сторонку либо в отдельный кабинет для личного досмотра. Среди обязательных мер после 11 сентября сохранилось лишь правило снимать обувь для сканирования, что мы делаем и сегодня с тихим смирением. А ведь тогда такая мера казалась чрезмерной и откровенной дикостью.
Кроме того, запрету провоза в ручной клади пассажира подверглись, что естественно, все острые и режущие предметы. В зале таможенного досмотра стояли огромные баки, которые быстро заполнялись маникюрными ножницами и щипчиками, так что иные пассажиры шутили, что можно открывать магазин.
Позже, уже в 2006 году, появился запрет на провоз в ручной клади жидкостей. Даже определены размеры емкостей. Сегодня подобные баки с запретным грузом наполнены флаконами духов, дезодорантами, бутылками с водой и соками. У нас в Казахстане это правило соблюдается не везде и не жестко. А вот в странах Западной Европы уговорить таможенника позволить провести с собой флакон духов невозможно. Самые невозмутимые - это немецкие таможенники, на них не действуют никакие дамские уловки. Я сама была свидетелем горьких женских слез, связанных с прощанием с самым дорогим, то бишь французской косметикой. Со временем в правилах были сделаны исключения для провоза в ручной клади детского питания и некоторых лекарств. Впрочем, кто знает, не воспользуются ли этим послаблением террористы, среди которых могут быть и женщины.
Сегодня для удобства самих таможенников при входе в зону досмотра установлены щиты с информацией на нескольких языках, сопровождаемые картинками. Так что даже самые неопытные пассажиры заранее знают, что запрету подлежат емкости определенного размера, зажигалки, режущие предметы.
Между тем наиболее жесткие меры безопасности давно работают в израильских аэропортах. Вот уж где не станут церемониться с пассажиром, особенно, если в чем-то заподозрили.
В мой первый визит в Израиль, еще в 1998 году, когда Ирак угрожал Ирану газовой атакой, в израильских аэропортах были приняты повышенные меры безопасности - оставленная без хозяина сумка “без суда и следствия” уничтожалась посредством взрыва на глазах у изумленных пассажиров. Зрелище, я вам скажу, не для слабонервных.
Только в аэропорту Тель-Авива я видела специальные сканеры для компьютеров. Вы должны отдать свой ноутбук в открытом виде таможеннику, и он пропустит его через огромный сканер. Проверено мною лично - с самим компьютером и данными в нем ничего страшного не происходит. Однако процедура занимает много времени и довольно унизительна, потому как при этом пропускают через сканер ваш багаж, который до этого подвергается тщательному осмотру.
В 2006 году, когда ХАМАС предупреждал израильские власти об очередном теракте, я просидела в пограничной зоне около пяти часов. Причина - у меня была иранская виза. Во время допроса в полицейском участке мне жестко говорили, что могут развернуть меня обратно, потому что Иран - это враг Израиля. Помогли мне тогда моя журналистская уверенность и знания.
Впрочем, на обратном пути меня вывели из общей очереди для отдельного досмотра и очередного допроса. Видимо, я таки попала в черные списки Моссада. Мне пришлось подробно рассказывать о каждом дне пребывания в стране, о каждой встрече и каждой персоне, с которой я общалась. Меня выручил мой синдром отличницы: я вела подробные записи лекций с указанием даты, а также имела все визитки. Вся процедура с проверкой багажа, содержимого ноутбука и моего отчета по командировке заняла столько времени, что я едва успела на самолет. Решусь ли я еще раз поехать в Израиль? Я в этом не уверена.
Судя по телесюжетам, в США уже поставили рентген-камеры, в которые заходят пассажиры для полного досмотра. Я на днях вернулась из Европы, и, к счастью, таких камер в аэропорту Амстердама не видела. Все было мирно и спокойно.
Но еще в 2004 году я видела такие камеры в московском аэропорту Домодедово. Почему-то этой весьма унизительной процедуре пассажиры подвергались выборочно. В отличие от Госдепа, в черные списки которого входят страны, спонсирующие терроризм, в специальные списки российских спецслужб, видимо, входили все среднеазиатские республики. Во всяком случае, особой проверке подвергались таджики, которые могли перевозить наркотики.
Что потом стало с этими камерами - неизвестно. Но то, что они могут быть использованы вновь, - нет сомнений. Только теперь на регистрацию вашего рейса нужно будет приходить за три-четыре часа до вылета. Быстрый и комфортный способ добраться за тридевять земель все чаще становится уже менее быстрым и менее приятным. И разговоры о правах человека перейдут в разряд модных интеллигентских штучек. А все потому, что безопасность - прежде всего. |