|
Ботагоз Сейдахметова
Итоги первого тура голосования на афганских выборах, прошедших 20 августа 2009 года, только возбудили страсти как в оппозиции, так и в среде талибов. Напомню, что по результатам первого тура победу одержал действующий президент страны Хамид Карзай. Главный соперник Карзая - доктор Абдулла, считает, что эта победа была сфальсифицирована. Итогом противостояния сторон стало объявление второго тура, который должен пройти 7 ноября.
В нем примут участие два кандидата - нынешний президент Хамид Карзай и его главный политический соперник Абдулла Абдулла.
Андрей Серенко, эксперт московского Центра изучения современного Афганистана, считает, что, по сути, второй тур - это американо-британская интрига, предпринятая с целью создания новой модели афганской государственности
- Андрей Николаевич, Вы отмечали в августе, накануне президентских выборов в Афганистане, что они будут самыми демократичными в истории этой страны. Как Вы думаете, возможность проведения второго тура также из разряда демократичных процессов? Или правы европейские наблюдатели, которые считают, что первый тур выборов прошел с нарушениями и четверть бюллетеней фальшивые?
- Я по-прежнему утверждаю, что президентские выборы в Афганистане были одними из самых демократичных в регионе и самыми демократичными в истории этой страны. И нынешняя интрига со вторым туром это подтверждает. Хотя, на мой взгляд, само появление этой интриги - включая согласие Карзая пойти на второй тур под давлением ряда влиятельных американских, британских и пакистанских политических групп - лишь косвенно связано с процедурой и логикой президентских выборов.
С конца сентября политическая ситуация вокруг Афганистана кардинально изменилась. Это связано с целым рядом моментов (не хочу пока на них подробно останавливаться), а суть этих изменений можно свести к стремлению Соединенных Штатов и Великобритании серьезно пересмотреть свое отношение к “афганскому проекту”. Внешним наблюдателям и общественному мнению эта ревизия “афганского проекта” США и НАТО была представлена в качестве дискуссии по поводу поиска “новой стратегии” Запада в Афганистане.
Не буду останавливаться на всех нюансах предполагаемых корректив западного подхода к афганской проблеме, скажу лишь, что они основываются на стремлении создать новую политическую архитектуру в Кабуле, целью которой является, во-первых, ограничение властных и политических возможностей афганского президента как института государственной власти в стране и, во-вторых, ограничение конкретных политических возможностей самого Хамида Карзая и сложившейся вокруг него политической группы. Интрига со вторым туром выборов, по имеющейся у меня информации, связана именно с этими обстоятельствами, а отнюдь не с претензиями “мирового сообщества” относительно честности и чистоты выборов 20 августа.
Скажу лишь, что итоги второго тура выборов, на которых, на мой взгляд, с небольшим перевесом победит Хамид Карзай, не решат проблему легитимности высшей государственной власти в Кабуле. Явка избирателей будет ниже, чем в первом туре, влияние неэлекторальных факторов на процесс голосования (административный ресурс в пользу обоих кандидатов, клановое и групповое давление, террористические вылазки талибов и т.д.) будет еще сильнее, чем в ходе голосования 20 августа.
Таким образом, второй тур не решит проблему обеспечения легитимности власти в Афганистане. Ее вообще не могут решить выборные процедуры (иллюзии на этот счет - искреннее или деланное заблуждение иностранных политиков и наблюдателей). Легитимность власти в Афганистане всегда будет оспариваться теми или иными этническими, племенными, региональными группами (пуштуны не признают успехов таджиков, таджики - успехи пуштунов). Поэтому даже если бы второй тур (да и первый тоже) президентских выборов прошел безукоризненно (что, в принципе, невозможно из-за понятных военно-политических особенностей нынешнего афганского политического процесса), если бы в ходе таких выборов победил Карзай, то доктор Абдулла все равно не признал бы итогов такой избирательной кампании. И наоборот.
Легитимность государственной власти в Афганистане сегодня и в обозримом будущем будет определяться не чистотой избирательных процедур, а эффективностью этой власти. Если объявившая себя победителем на выборах центральная власть будет успешно решать социальные проблемы и обеспечивать порядок в стране, она будет восприниматься общественным мнением как законная (даже если в ходе выборов представители этой власти вели себя не самым честным образом). И, напротив, трижды честно пришедшие во дворец “Арг” политики, но не способные решать социальные проблемы и обеспечивать безопасность, будут восприниматься общественным мнением как узурпаторы.
- Какие шансы у оппозиционных Карзаю сил? В частности, у Абдуллы Абдуллы? Как Вы считаете, доктор Абдулла будет сотрудничать с США по примеру Карзая? Вообще, что собой представляет этот политик?
- Шансы доктора Абдуллы на победу во втором туре мне представляются призрачными. Повторюсь, с небольшим перевесом (до 5-7 процентов голосов) на выборах 7 ноября победит Хамид Карзай. Доктор Абдулла сегодня является “транзитным политиком”. Он является фигурой, способной расшатать режим Хамида Карзая, но Абдулла не сможет воспользоваться плодами этих “шатаний”.
Я думаю, доктору Абдулле американские партнеры доверяют еще меньше, чем Хамиду Карзаю, выросшему за восемь лет из “технического президента” в амбициозного афганского националиста с претензиями на статус национального лидера. Это недоверие американцев связано не только с отсутствием за Абдуллой влиятельной группы афганской элиты (зато такая группа стоит за Карзаем!), что делает шансы Абдуллы на перехват власти у Карзая практически нулевыми. У Абдуллы неоднократно фиксировались не вполне ясные для американцев связи с Ираном, а сегодня это скорее “компромат” для афганского политика, претендующего на пост президента страны, чем аргумент в пользу продвижения во власть при американской поддержке. Противостояние США и Ирана только набирает обороты и американцы, безусловно, хотят быть уверенными в надежности своего “афганского политического тыла”. Доктор Абдулла вряд ли может восприниматься ими как символ такой надежности.
- Как Вы считаете, на самом деле США заинтересованы во втором туре выборов?
- США не просто заинтересованы во втором туре выборов - они его навязали и Хамиду Карзаю, и афганскому политическому классу. И доктор Абдулла использовался американцами в качестве инструмента для реализации этого сценария (хотя, возможно, сам доктор Абдулла придерживается другого мнения на счет своей роли в этой игре “за победу демократии”). Цель этой американо-британской интриги под названием “второй тур” - создание необходимых политических и правовых предпосылок для ревизии “карзаевского проекта” в Афганистане и создания новой модели афганской государственности, в которой полномочия президента (не важно, Карзая или кого-то еще) будут радикально урезаны и перераспределены в пользу иных политических институтов.
- Что может дать второй тур для талибов?
- Второй тур позволит талибам более серьезно, чем 20 августа, повлиять на итоги голосования, а также даст возможность повысить собственный политический статус Талибана за счет сумятицы в легальном афганском политическом классе, спровоцированной интригой “второго тура”.
Впрочем, талибов в ходе второго этапа президентских выборов могут ожидать и неприятные сюрпризы. Вмешательство иностранцев в процедуру определения итогов первого тура уже привело к росту антизападных настроений в афганском обществе. Сторонники Хамида Карзая сегодня имеют уникальную возможность возглавить эти настроения и финишировать на выборах 7 ноября с жесткой антизападной, “антииностранной” риторикой.
Таким образом, по итогам президентских выборов в Афганистане может быть сформировано мощное националистическое, антизападное (и при этом антиталибское) политическое движение (движение “третьего пути”), которое будет ориентировано на поддержку Хамида Карзая. Другими словами, у Карзая открывается перспектива пересмотра своего политического статуса и использования в своих интересах антизападных энергий афганского общества. До сих пор эти энергии использовали в своих интересах лишь талибы и сторонники Гульбеддина Хекматияра.
- В чем суть новой “новой стратегии” Обамы в Афганистане? И почему он вдруг увеличил, а не вывел из Афганистана войска?
- Тема “новой стратегии” США в Афганистане - это главная интрига актуального западного “афганского проекта”. Она неизбежно будет предусматривать увеличение численности американского и НАТОвского военного контингента в Афганистане (тем более что такое увеличение связано не только с исключительно афганской проблематикой).
Думаю, что на самом деле речь должна идти не об одной “новой стратегии”, а о нескольких “новых стратегиях”, которые будут реализовываться Вашингтоном одновременно, и лишь при определенных условиях выбор будет сделан в пользу какого-то одного проекта.
Предлагаю вернуться к обсуждению возможных вариантов этих стратегий чуть позже - тем более, что о чем-то конкретном вряд ли целесообразно говорить до итогов выборов 7 ноября.
Пока есть лишь вполне очевидный и весьма ограниченный набор потенциальных возможностей и ресурсов для влияния на афганскую ситуацию. Я уверен, что афганская проблематика и “новая афганская” стратегия США будут самым тесным образом увязываться с действиями американцев и их британских союзников на “иранском направлении”. Я также считаю, что все более активную роль в американских планах влияния на ситуацию в регионе будет играть Пакистан (до сих пор являвшийся скорее объектом, чем субъектом антиталибского политического проекта США и НАТО). А вот как именно это будет происходить, предлагаю поговорить в середине ноября... |