|
Ботагоз Сейдахметова
На прошлых выходных Ереван и Анкара подписали исторический документ о восстановлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией. С армянской стороны этот документ был подписан вопреки - армянская диаспора по всему миру считает, что вслед за этим армяне будут вынуждены уступить в вопросе Карабаха и забыть о турецком геноциде прошлого века.
Между тем урегулирование армяно-турецких отношений давно вышло за рамки двусторонних. На церемонии присутствовали госсекретарь США Хиллари Клинтон, министры иностранных дел России и Франции Сергей Лавров и Бернар Кушнер, а также Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Подписи под Протоколом об установлении дипотношений и Протоколом о развитии двусторонних отношений поставили главы МИД Турции и Армении Ахмет Давутоглу и Эдвард Налбандян. После подписания документы должны быть ратифицированы парламентами двух стран
Приступая к изучению этой темы, я вспомнила неприятную ситуацию, связанную со статьей, которую я написала несколько лет назад о курдском вопросе в Турции. Тогда один из советников турецкого посольства в Казахстане, абсолютно не владеющий русским языком, пытался учить меня, как правильно использовать те или иные выражения на... русском языке.
Он демонстрировал мне альбомы с фотографиями убитых курдскими террористами турецких стариков и детей, при этом я в его глазах, видимо, выглядела чуть ли не сочувствующей террористам. Разговор наш тогда ничем не закончился. Впрочем, дипломат выполнил свою работу - отчитал казахстанскую журналистку, дабы та в следующий раз писала только под их руководством. Для меня же это стало уроком истории, в которой оценка ситуации и событий очень часто диаметрально разные.
Вот и сегодняшняя ситуация, связанная с давней историей вражды, уходит корнями так глубоко, что я не совсем уверена в том, что нынешнее поколение молодых армян и турок помнит, с чего все началось. Вернее, после чего все закончилось.
Отмечу для начала, что в этом в этих отношениях есть две болезненные для сторон исторические темы. Для турецкой стороны такой темой является международное признание геноцида армян 1915 года. Для армян - тема Нагорного Карабаха, спорной территории, которая лежит между Арменией и Азербайджаном и уже третий десяток лет является яблоком раздора между двумя бывшими советскими республиками. Официальная Анкара поддерживает в этом споре азербайджанскую сторону, что, понятно, не может не настораживать армян.
|
Историческая миссия выпала на долю министров иностранных дел Армении и Турции |
Младотурки
В начале прошлого века молодые турецкие оппозиционеры из партии “Единение и прогресс” пришли к власти. По наиболее популярной исторической версии, одним из главных принципов младотурецкого правительства стал национализм. В частности, преследование немусульманского населения. Это привело к фактическому истреблению армянского населения Османской империи.
В 1918 году новое турецкое правительство под давлением международной общественности приняло решение привлечь к ответственности виновных в вовлечении Турции в войну и организации геноцида армян. Один из источников, который мне удалось почитать в связи с этим, говорит, что “в ходе судебных заседаний была рассмотрена преступная деятельность руководителей младотурецкого правительства, членов Центрального Комитета и ответственных районных секретарей партии “Единение и прогресс”, организаторов депортации и резни армян в Еозгате, Трапезунде, Беюк Дере (пригород Константинополя) и Харберде”.
Вывод, который приведен в этом источнике, гласит, что “процесс младотурок показал, что депортация и резня западных армян не были военной или дисциплинарной акцией, как это пытались представить обвиняемые, а преднамеренными и разработанными действиями, которые были осуществлены по инициативе и распоряжению исключительно Центрального Комитета партии младотурок”.
Судебный процесс над лидерами младотурок и министрами был завершен в 1919 году. Четверо из тридцати одного обвиняемого - Талаат, Энвер, Джемаль и Назим - заочно были приговорены к смертной казни, а из оставшихся 27 некоторые были осуждены на разные сроки лишения свободы, другие оправданы за неимением улик.
В том же источнике говорится, что смертные приговоры, заочно вынесенные в отношении ряда лидеров младотурок, были приведены в исполнение впоследствии армянскими народными мстителями.
Процесс, осуждающий деятельность младотурецкого правительства, прошел почти век назад, однако нынешние турецкие власти не хотят признавать факт геноцида.
Нагорный Карабах
Впервые о конфликтной ситуации вокруг Нагорного Карабаха заговорили еще при советской власти, которая на деле была гарантом спокойствия и стабильности, на мой взгляд. Распад СССР, собственно, и разбередил старые раны, в том числе связанные с геноцидом армян. Напомню, что дипломатические отношения Армении с Турцией поддерживались посредством посольства СССР в Турции. Так что прерванным дипломатическим отношениям между новой независимой Арменией и Турцией в 1993 году было на деле очень мало лет. А соответственно, эти дипотношения не успели обрасти традициями и новой историей.
Однако вернемся к теме Нагорного Карабаха.
Я не раз писала на тему, связанную с признанием Нагорного Карабаха как суверенного государства. Тем более, что я оказалась свидетелем событий 1988 года - первого конфликта с кровавыми последствиями в Советском Союзе. Думаю, что это было шоком для многих советских людей, которым “красная пропаганда” внушила мысль о вечной дружбе народов и отсутствии каких-либо причин для гражданской войны.
Попытка Нагорно-Карабахской области Азербайджана перейти в состав Армении закончилась кровавой бойней. Вооруженные соединения карабахских армян к 1994 году установили контроль над всей территорией республики и захватили области к западу от нее - в общей сложности 14 процентов от территории Азербайджана.
Война завершилась в 1994 году, уже после распада СССР. По официальным данным, 40 тысяч человек погибли, около миллиона стали беженцами.
Война закончилась, но проблема Нагорного Карабаха осталась. Когда мне предоставляется возможность, я обязательно задаю вопрос армянину или азербайджанцу об НКР. Но даже самый дипломатичный из них теряет спокойствие и переходит на непереводимый местный диалект. Вывод, который я делаю из этого каждый раз - стороны конфликта непримиримы в своих правах на Нагорный Карабах и ни на какие уступки не пойдут. Официальное Баку выступает за поэтапное урегулирование конфликта, считая, что сначала должно произойти освобождение части оккупированных армянами территорий. Ереван предлагает сначала определить статус Нагорного Карабаха, а затем уже выводить войска.
Мне же, как стороннему наблюдателю, этого нерешенного конфликта, видится другое - от него страдают люди, далекие от высокой дипломатии. В центре этого конфликта лежат судьбы разделенных семей, родственников, унизительное положение многих людей, которые проживают на этих территориях.
“Дорожная карта”
По информации турецкой газеты Sabah, “дорожная карта” армяно-турецких отношений состоит из пяти пунктов.
Первое. Армения обязуется признать Карский договор, подписанный в 1921 году Турцией и республиками СССР (мирный договор, заключенный после турецко-армянской войны 1920 года, в результате которой Армения потеряла ряд территорий).
Второе. Турция открывает границу с Арменией, которую закрыла в 1993 году после начала вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе.
Третье. Будут возобновлены дипломатические отношения между двумя странами.
Согласно
четвертому пункту, по требованию турецкой стороны будет создана совместная комиссия историков, которая будет исследовать материалы о преследовании и истреблении армян в Турции в начале XX века.
Пятый пункт “дорожной карты” гласит, что документ должен быть утвержден парламентами обоих государств. |