Ботагоз Сейдахметова
Единая Европа находится в вялотекущем кризисе в связи с Лиссабонским договором, документом, который должен окончательно объединить Европейский союз в единое юридическое пространство с общим президентом, конституцией и прочими государственными атрибутами. Пока поставить точку в вопросе не удавалось “благодаря” ирландцам.
Однако в прошлые выходные в деле о единой европейской конституции наметился прогресс. Жители Ирландии большинством голосов проголосовали на референдуме за ратификацию Лиссабонского договора. Дело осталось за поляками и чехами
Два года назад, в декабре 2007 года, наша газета писала о прорыве, который был совершен вокруг единой европейской конституции. В Лиссабоне подписали “Лиссабонский договор о реформах”.
Один из моих европейских собеседников оптимистично заявлял уже после лиссабонской встречи, что по сравнению с проектом конституции “Лиссабонский договор” - нынешний (2007 год), несомненно, прогресс, значительный шаг вперед. “Думаю, что нам долгое время не придется опять возвращаться к вопросу о разработке единой конституции”, - отвечал мне высокий европейский чин.
По его мнению, которое можно спокойно цитировать и сегодня, по прошествии двух лет европейская политика - это политика компромиссов.
Проблема состоит в том, что решения по таким вопросам принимать непросто, потому как очень важно, чтобы оно удовлетворяло всех членов Европейского союза.
Сегодня уже 23 из 27 членов Европейского союза присоединились к Лиссабонскому договору. Согласно договору, компетенции между национальным и европейским уровнем будут больше разграничены. Будут усилены полномочия национальных парламентов и Еевропейского парламента. Во многих сферах решения будут приниматься квалифицированным большинством и двойным большинством, то есть большинством государств и представленного населения, что соответствует демократическому принципу “один гражданин - один голос”. Теперь будет один президент Европейского совета и один высокопоставленный представитель ЕС, отвечающий за внешнюю политику и за политику безопасности, который одновременно будет выполнять обязанности вице-президента Европейской комиссии.
По мнению многих моих европейских собеседников, перед Европой стоят новые вызовы, которые можно одолеть только сообща. Так, бывший немецкий консул в Казахстане говорил, что Европе “необходимо заниматься многими проблемами”. “Нам еще не удалось преодолеть все проблемы, которые возникли в связи с распадом некоторых государств, например, Югославии - Косово, Албания. Это проблемы, которые стоят у нашего порога. Нам нужно найти возможность интегрировать эти маленькие государства, провинции, автономные республики в ЕС. Это не просто, потому что существуют национальные амбиции”.
Казалось бы, европейские политики настроены на скорейшую ратификацию Лиссабонского договора, но, по мнению некоторых аналитиков, договор могут ожидать новые проблемы.
Во-первых, лидеры Польши и Чехии все еще тянут с подписанием договора, который на деле уже ратифицировали парламенты этих стран. Причина, по которой польский президент Лех Качиньский и чешский президент Вацлав Клаус тянут с подписанием, связана со вторым потенциальным препятствием на пути Лиссабонского договора. А именно с тем, кто в результате выборов в Великобритании придет к власти.
Известно, что британские консерваторы, которые пока представляют собой главную оппозиционную силу властям, уже сегодня заявляют о том, что будут настаивать на повторном референдуме в случае, если он не будет поддержан абсолютно всеми членами Евросоюза.
Напомню, что Лиссабонский договор был ратифицирован британским парламентом. Так что если консерваторы придут к власти, то история Лиссабонского договора будет иметь новое продолжение. |