|
Ботагоз Сейдахметова
Интервью бывшего сотрудника узбекской службы безопасности, а ныне политического беженца для службы Би-би-си прозвучало накануне парламентских выборов в Узбекистане. На мой взгляд, интервью получилось откровенное и смелое. Икрам Якубов говорит об опасности для живущих за границей узбекских оппозиционеров и журналистов и коварности тамошних спецслужб, которые могут достать “врагов” в каком угодно уголке мира.
С одной стороны, страшно до жути, ведь все кошмары режима Каримова, описанные Якубовым, происходят совсем рядом. С другой - еще раз убеждаюсь, что эксклюзивная информация о соседях по региону часто поступает издалека. То бишь с Запада.
Впрочем, мой ташкентский собеседник аналитик Бахтиер Эргашев уверен, что “интервью Якубова для Би-би-си - это жалкая провокация не вполне адекватного человека” и “комментировать этот бред и бессмыслицу” нет смысла
Интервью Якубова
для Би-би-си
Икрам Якубов - первый офицер спецслужб Узбекистана, бежавший на Запад и решивший публично рассказать свою историю, сообщает Би-би-си.
Не стану приводить полный текст этого интервью, он полон подробностей о пытках в узбекских тюрьмах, жестоких методах работы Службы национальной безопасности. Главное, на мой взгляд, в этом интервью это обвинение Якубова, выдвинутое против президента Узбекистана Ислама Каримова. Якубов заявляет, что тот виновен в кровавом подавлении бунта в Андижане в середине мая 2005 года. По приказу Каримова погибли более полутора тысяч человек, считает Якубов.
Кроме того, Якубов утверждает, что угроза исламского экстремизма в Узбекистане целиком инсценирована властями в целях получения поддержки с Запада. Именно правительство, по его версии, стояло за исполнителями нескольких терактов 1999 и 2004 годов, а лидеры террористических организаций “Акромия” и Исламское движение Узбекистана (ИДУ) Акрам Юлдаш и Тахир Юлдаш являются креатурами СНБ.
Би-би-си сообщает, что “в последнее время появились серьезные, хотя и недоказанные подозрения, что Узбекистан был одной из тех стран, куда США переправляли задержанных в Афганистане боевиков и подозреваемых в терроризме, после чего те подвергались пыткам”. “Это правда. США используют Узбекистан”, - заявляет Якубов в интервью Би-би-си.
Оставим эту информацию для будущего размышления.
|
Среднеазиатская пастораль греет душу не только узбекам |
Сосед
Узбекистан - страна к югу от Казахстана, где живет замечательный народ, очень близкий нам во многом, начиная с языка (я имею в виду не только тюркский язык, но и русский) и заканчивая общей советской памятью о прошлом, схожим развитием постсоветской ситуации.
В начале 90-х годов прошлого века, когда Советский Союз развалился и будущее бывших советских республик было туманно, Запад гадал, что станет со Средней Азией. Немецкие дипломаты признавались мне, что тогда, в 90-е годы, они были уверены, что именно за Узбекистаном будущее региона и именно Узбекистан станет лидером во всем, начиная с экономических показателей и заканчивая реформами во всех остальных областях жизни.
Для такого прогноза были основания. Во-первых, это самая населенная республика Средней Азии. Во-вторых, здесь глубоки традиции сельского хозяйства. В-третьих, именно в Ташкенте были расположены региональные центры многих международных организаций, крупных советских учреждений. И, наконец, узбекский народ славится своим трудолюбием.
“Ну, во-первых, шансы стать лидером у Узбекистана были, и они остаются”, - перебивает меня главный научный сотрудник Центра экономических исследований (ЦЭИ) при службе государственного советника президента Бахтиер Эргашев, и далее все мои аргументы “за” переводит в категорию “против” лидерства. Он говорит, что “помимо шансов у Узбекистана были и огромные проблемы”. Это перенаселенность, или демографический прессинг. Соответственно, нехватка земли и воды, приоритет аграрного развития, монокультура хлопка, один из самых низких уровней дохода на человека в СССР, недостаточно развитая промышленность, особенно машиностроительная и обрабатывающая. “По-моему, ниже нас по уровню доходов на человека в бывшем СССР был только Таджикистан”, - говорит мой узбекский собеседник.
К проблемам постсоветского Узбекистана Эргашев относит соседство с Афганистаном и Таджикистаном, где шла гражданская война, “и это потребовало сразу очень больших расходов на армию и другие силовые структуры”. “Плюс очень сильный потенциал исламского экстремизма, - продолжает Эргашев. - И не только в Ферганской долине, как об этом пишут всякие эксперты “узбековеды”.
“И в этих сложнейших условиях Узбекистан не только выжил, но и состоялся как действительно независимое и суверенное государство. Надеюсь, Вы не будете это отрицать? - говорит Эргашев. - Вариант шоковой терапии был у нас неприемлем прежде всего в силу того, что большая часть населения жила на селе и имела очень низкий уровень доходов. Если бы 20 с лишним миллионов человек в Узбекистане были разорены шоковой терапией и либерализацией цен, эти люди поднялись бы с кетменями. И тогда Афганистан показался бы конфеткой. Отсюда же и идея о необходимости сильного государства со всеми ее недостатками - всесилием спецслужб, слабым гражданским обществом, слабым парламентом и партиями и т.д. Так что все не так просто”.
Что же касается развития рыночной экономики в условиях Узбекистана, то, по мнению моего собеседника, стратегия экономических реформ Узбекистана имеет четкую внутреннюю логику. “Узбекистан уже прошел через этап политики импортозамещения, селективной поддержки отдельных отраслей, жесткого нетарифного регулирования и так далее, - рассуждает Эргашев. - Сейчас можно говорить о том, что Узбекистан находится на этапе экспортно-ориентированного роста. И уже принимаются решения в области образования и развития ИКТ, направленные на создание предпосылок для перехода к этапу ускоренного роста, основанного на инновационных факторах. То есть реформы проводились не спонтанно, как утверждают некоторые критики за рубежом, а согласно выверенной стратегии. Сейчас критически важным становится не отставать и не забегать вперед при переходе от одной стадии к другой”.
Выборы
Сегодня в Узбекистане существуют 4 политические партии, которые прошли регистрацию в Министерстве юстиции и имеют парламентские фракции в Законодательной палате Олий мажлиса Республики Узбекистан. Это движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана (41 депутат), Народно-демократическая партия Узбекистана (28 депутатов), Демократическая партия “Миллий Тикланиш” (29 депутатов), Социал-демократическая партия “Адолат” (10 депутатов).
Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП) имеет самую большую по численности фракцию в парламенте. Это партия успешных и деловых людей, партия предпринимателей. Партия ставит своей задачей отстаивание интересов предпринимателей.
Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ) - старейшая партия страны. Приоритет НДПУ - защита интересов бюджетников и малообеспеченных семей.
Социал-демократическая партия Узбекистана “Адолат” (СДП “Адолат” - “Справедливость”) выступает за сильную социальную политику, в защиту интересов малообеспеченных людей, борьбу с безработицей. При этом они говорят о защите прав предпринимателей, об эффективном взаимодействии трудящихся, предпринимателей и государства. У них также сильная экологическая программа.
Демократическая партия Узбекистана “Миллий Тикланиш” - “Национальное возрождение” - ориентирована на представление интересов национальной интеллигенции, на поддержку и развитие национальной культуры, духовности, языка.
Между тем точная дата выборов в парламент Узбекистана пока не определена. Скорее всего, какую-то информацию можно будет получить в сентябре. Однако согласно статье 117 Конституции Узбекистана: “Выборы президента Республики Узбекистан в Законодательную палату Олий мажлиса Республики Узбекистан и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти областей, районов, городов проводятся, соответственно, в год истечения конституционного срока их полномочий - в первое воскресенье третьей декады декабря”.
В этом, 2009 году первое воскресенье третьей декады декабря - 20-е число. Так что вполне логично предположить, что выборы будут назначены на этот день. Впрочем, возможно, что выборы могут назначить и на другой день, например, на 27 декабря.
Чем примечательна нынешняя избирательная кампания в Узбекистане?
Основная интрига парламентских выборов в декабре 2009 года - это появление третьей силы в лице Демократической партии “Миллий Тикланиш”. “Мне представляется вполне вероятным, что партия “Миллий Тикланиш”, если она сможет провести целенаправленную работу во время предвыборной кампании, имеет шансы увеличить количество своих депутатских мест в парламенте, - говорит Эргашев. - Социал-демократическая партия “Адолат” будет бороться за сохранение своего электората, и, я думаю, будет большим успехом для партии, если она сможет сохранить свои нынешние 10 депутатских мест”.
По прогнозам Бахтиера Эргашева, “главное в предстоящих парламентских выборах это то, что в стране, возможно, будет сформирована трехпартийная структура парламента, где основными конкурентами в борьбе за электорат будут три партии: Либерально-демократическая партия Узбекистана, Народно-демократическая партия Узбекистана и Демократическая партия “Миллий Тикланиш”. |