Туркменистан подает иск в Международный арбитражный суд на Азербайджан из-за трех спорных месторождений, расположенных в Каспийском море между соседними странами
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов решил привлечь международных экспертов для изучения правомерности претензий Азербайджана на спорные морские месторождения и участия иностранных нефтегазовых компаний в их освоении, а затем передать подготовленные документы на рассмотрение Международного арбитражного суда.
“Переговорный процесс по определению правового статуса Каспийского моря сдерживается из-за особой позиции Азербайджана, в одностороннем порядке приступившего к разработке спорных месторождений нефти и газа Осман и Омар, а также его претензиях относительно принадлежности месторождения Сердар, заявил туркменский президент.
В Азербайджане эти месторождения имеют иные названия - Азери, Чираг и Кяпаз.
Азербайджанская сторона в одностороннем порядке уже разрабатывает Aзери-Чираг и Гюнешли (принадлежность которого не оспаривается). Примерно 15 лет назад британская ВР и азербайджанская нефтедобывающая корпорация подписали соответствующий контракт. Сейчас тут добывается около 80 процентов всей азербайджанской нефти. Согласно прогнозам ученых, месторождение Сердар таит в своих кладовых примерно 50 миллионов тонн черного золота. Туркменистан тоже хочет добывать здесь нефть и не намерен с кем-либо делиться.
Если заглянуть в историю этого вопроса, то выяснится, что все знали о том, что этот участок моря спорный. Например, Сердар (Кяпаз) в советские времена носил название “Промежуточное” и, если провести по морской карте срединную линию между Туркменистаном и Азербайджаном, в промежутке, образованном проведенной линией, оно и окажется. Но вышеназванные блоки в одностороннем порядке были монополизированы азербайджанской стороной, аргументировав свое право заявлением, что эта часть моря “в советское время находилась в зоне хозяйственной ответственности Азербайджана”. Ашхабад мотивировал свою позицию тем, что при делении Каспийского моря по вертикальной срединной линии указанные блоки попадают в туркменский сектор.
Страсти накалялись. Дело дошло до скандальных заявлений и взаимных упреков. Ашхабад обвинил Баку в фактической аннексии своей территории и пригрозил уже тогда подать в международный суд. Казалось, что смерть лидеров, Туркменистана - Сапармурата Ниязова и Азербайджана - Гейдара Алиева, поставила точку в этом многолетнем споре.
Но сейчас выясняется, конфликт только тлел, а не исчерпал себя.
Новое охлаждение отношений между двумя странами может серьезно отразиться на международных проектах, в частности, газопроводе Набукко. Как известно, эту трубу, идущую в обход России, предполагается заполнять газом из Азербайджана и Туркменистана. Ашхабад недавно подтвердил намерение участвовать в проекте. Однако теперь реализация замысла подключить к магистрали Туркменистан выглядит призрачно, так как газопровод от Туркменистана до Азербайджана планировалось проложить по дну Каспия.
Некоторые политологи усмотрели в этом конфликте “руку Москвы”, желающую сохранить монополию на среднеазиатский газ. Другие видят в нынешнем споре благо, ведь необходимо же когда-то поставить точку над “i”, и поэтому полагают, что передача вопроса о спорных месторождениях в Международный арбитражный суд может наконец-то решить данную проблему, по которой будет вынесено справедливое решение.
Байрам Баев,
Ашхабад, специально для “НП” |