|
Ботагоз Сейдахметова
Лоббируемый Европой газопроводный проект “Набукко” входит в свою первую реальную фазу, если можно таковой назвать подписание пятистороннего соглашения о строительстве 3300 километров газопровода в Анкаре между Турцией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Австрией.
Ведь сама идея о независимом от России маршруте обеспечения Европы газом родилась еще в 2002 году.
Впрочем, хочу отметить здесь другое. А именно, тот факт, что пиар-акция вокруг этого европейского проекта оказалась настолько удачной, что даже российские СМИ меньше внимания уделили отечественным проектам, таким как “Южный поток” и “Северный поток”, чем “Набукко”.
Короче, произошла ситуация, когда только ленивый еще ничего не слышал о “Набукко”
Внося практически добровольную лепту в дело “пиара” европейского газопроводного проекта, хочу напомнить, откуда, собственно, произошло название “Набукко”. Авторы проекта решили назвать свое детище в честь оперы Джузеппе Верди “Набукко”, или “Навуходоносор”. То бишь по имени легендарного вавилонского царя, при котором наблюдался расцвет Вавилона. Видимо, разработчики этого проекта таким образом надеются на некий расцвет Европы вследствие газовой зависимости от России.
Основная идея, повторюсь, заключалась в том, чтобы Европа получала необходимый ей газ без монопольного влияния России. То бишь газопроводов, которые идут через территорию России. В частности, связать газовые месторождения Казахстана, Туркменистана и Азербайджана с Европой в обход территории Российской Федерации.
Понятно, что этот проект особой любовью русских не пользуется. Между тем государственный министр иностранных дел Германии Гернот Эрлер в личной беседе выразил, пожалуй, общеевропейское видение о том, что Европейский союз заинтересован не только в “Набукко”, но и в российских проектах, особенно в “Южном потоке”.
Итак, главные проблемы на пути этого европейского проекта, по словам все того же немецкого министра, в его дороговизне (по расчетам - от 8 миллиардов евро) и запасах туркменского газа и прочих источников.
Что касается туркменского газа, президент этой страны Гурбангулы Бердымухаммедов недавно сказал, что “Туркменистан, приверженный принципам диверсификации вывода своих энергоносителей на мировые рынки, намерен задействовать имеющиеся возможности для участия в крупных международных проектах, таких, к примеру, как проект “Набукко”.
Таким образом, Ашхабад официально заявил о своем участии в европейском проекте. Напомню, что договор туркменов с российским “Газпромом” в этом году претерпел изменения. Русские сократили отбор туркменского газа, посчитав прежнюю цену - 300 долларов за тысячу кубометров - несколько завышенной.
Кроме того, Азербайджан согласился поставлять 15 миллионов кубометров ежегодно.
|
Политические проблемы регионов возникают в “узлах” этих труб... |
Вообще же в качестве потенциальных поставщиков Европа в долгосрочной перспективе рассматривает Иран, Ирак, Казахстан, Туркмению и Египет.
Турецкое соглашение, согласно которому новая ветка трубопровода пройдет по территории Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и далее в хранилище в Австрии, - только первый шаг. Все же рано говорить о том, что “Набукко” будет пущен в ближайшее время. Работы по строительству газопровода планируется завершить до 2013 года, а поставки газа начать в 2014 году. За это время многое может измениться. В частности, поставщики газа могут разлюбить одних и полюбить других.
Между тем на сегодняшний день Казахстан воздерживается прямо говорить и да, и нет европейскому проекту. Так, наш вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Асет Магауов недавно в рамках III форума Совета Евроатлантического партнерства признал, что у Казахстана нет свободных ресурсов газа: “Когда я говорю об обеспеченности ресурсами, я не подвергаю сомнению ресурсы других стран, я имею в виду в первую очередь ресурсы Казахстана для этого проекта”. Ответ однозначно с политическим душком. На самом деле экономический проект Европы на деле оборачивается политикой. Казахстан придерживается в вопросе участия в “Набукко” не столько экономических выгод, сколько стратегических моментов сотрудничества с Россией.
Хотя, с другой стороны, действительно у нашей страны есть два действующих проекта, таких, как газопровод с Китаем, и Прикаспийский газопровод.
Кстати, совсем недавно, а именно 10 июля, в Алматинской области завершено строительство первой нитки газопровода “Казахстан - Китай”. Проект газопровода “Казахстан - Китай” реализуется в рамках Программы развития газовой отрасли Казахстана до 2010 года.
Однако вернемся к “Набукко”. Соглашение, подписанное в этот понедельник в турецкой столице, предусматривает то, что Европа будет ежегодно получать по ней до 31 миллиарда кубометров газа из стран Каспийского региона и Ближнего Востока через территорию Турции. По словам некоторых аналитиков, с практическим приходом проекта “Набукко” у Европы появляется новая головная боль - межэтнический конфликт в Нагорном Карабахе, ведь ветка газопровода будет проходить через территорию Азербайджана. А политическое соперничество в регионе Южного Кавказа тянет за собой новые стратегические “разборки” с Россией. |