|
Ботагоз Сейдахметова
Президент Франции Николя Саркози выступил на этой неделе на заседании парламента против ношения мусульманками Франции паранджи.
Это не первый французский выпад в сторону религиозной атрибутики. Последние известные мне дебаты на эту тему были пять лет назад. И я, как мусульманка советского розлива, и тогда, и сегодня выступаю на стороне французских либералов. Я против ношения хиджабов и паранджи в европейских странах, но за более глубокую интеграцию европейских мусульман в западное общество
Каждая страна Европы имеет как бы “свой” тип мусульман. Так, во Франции, где живет около 5 миллионов мусульман, и это в основном выходцы из стран Северной Африки, доминирует арабское влияние. В Германии, как известно, ислам находится под сильным турецким влиянием, там проживает около 3 миллионов турок, а также 200 тысяч мусульман из Боснии. В Великобритании живет 2 миллиона мусульман - это иммигранты из Индии и Пакистана. В Нидерландах - 700 тысяч мусульман из Индонезии и Суринама.
И каждый тип иммигрантов-мусульман имеет свои особенности. Для примера: укутанные в хиджаб иммигрантки из Северной Африки - совсем не то, что современные турчанки, которые, хоть и раздражают коренных граждан Германии, но совсем по другой причине.
Турки живут в Германии давно, приехали в страну еще в 1950-е годы в качестве гастарбайтеров, а затем многие семьи не вернулись назад в Турцию, а осели в Германии. Между тем даже там, в Германии, дебаты об интеграции мусульман в немецкое сообщество не теряют своей актуальности.
Другое дело, что, как правило, упреки или сожаление о невысоком уровне интеграции мусульманского сообщества исходят от оппозиционных партий правого толка. Официальные власти предпочитают дипломатично обходить острые углы в вопросе об иммигрантах.
Тем временем тема мусульман в Европе и их интеграции в европейское сообщество для европейцев остается злободневной. В этом ряду и долгоиграющий спор на тему вхождения в Европейский союз Турции.
И опять хочу отметить, что позиция Франции на турецкое членство в ЕС на фоне деликатных дипломатических речей министров иностранных дел очередных стран - председателей ЕС всегда отличалась большей открытостью и местами резкостью.
Ведь на деле европейцы в своем большинстве считают, что кандидатура Турции означает некую исламизацию христианской Европы. И тут слово “ислам” выступает как красная тряпка для европейцев. Один из французских политиков говорил о том, что государства Европы не готовы к тому, чтобы “в светское русло влился поток ислама”.
Общее опасение можно выразить примерно так: если Турция станет частью Европы, то она, Европа, будет обречена на “исламизацию”, что разрушит ее изнутри подобно тому, как присоединение Боснии и Герцеговины погубило Австро-Венгерскую империю.
На самом деле ислам в Турции - доминирующая религия, и многие женщины особенно в провинции ходят с покрытой головой. И в прошлом году турецкий парламент принял поправки в Конституцию страны, отменяющие запрет на ношение хиджаба в университетах.
Партия власти считает, что запрет на ношение мусульманских платков нарушает права и свободы граждан. В свою очередь, сторонники светского государства, прежде всего представители университетов и армии, говорят, что снятие запрета ведет к чрезмерному проникновению религии в жизнь страны. А результаты опросов общественного мнения говорят о том, что идея отмены запрета на ношение хиджаба пользуется поддержкой среди населения.
Так вот, самым известным из противников вступления Турции в Европейский союз является бывший президент Франции Валери Жискар Д’Эстен, который никогда не стеснялся говорить, что он думает на самом деле по этому вопросу: “Те, кто поддерживает идею принятия Турции в Евросоюз, - враги единой Европы”.
Нынешний французский лидер хоть и вынужден был говорить с высокой трибуны о том, что-де Франция не станет блокировать переговоры Анкары с Брюсселем, на деле остается тем Николя Саркози, который еще в бытность министром внутренних дел Франции отличался особо жестким отношением к иммигрантам, большая часть которых - мусульмане арабского происхождения.
Вот и нынешний спич на тему внутренней политики Франции отличается прямотой: “Мы не можем допустить, чтобы в нашей стране были женщины, заключенные за сеткой паранджи, оторванные от общественной жизни, лишенные самоопределения, - говорит Николя Саркози - Это не имеет ничего общего с тем, как достоинство женщины понимается во Французской Республике. Паранджа - не религиозный символ. Это символ подобострастия. Ношение паранджи не будет приветствоваться на территории Французской Республики”.
Впрочем, тут же добавляет, что ислам должен уважаться так же, как и другие религии, исповедуемые в стране.
Но слово уже сказано. И сказано самим президентом. И уже группа межпартийных парламентариев призывает провести специальное расследование, чтобы выяснить, не подрывают ли носящие паранджу мусульманки светское устройство французского государства? Восхитительное свойство европейских политиков не идти исключительно на поводу у своих эмоций, а следовать закону.
Может, потому европейские послы, с которыми мне когда-то удалось поговорить на тему иммигрантов из третьих стран, которые приходят в Европу со своей культурой и традициями, все как один акцентировали мое внимание на другом. А именно на том, что Европа стареет, становится все меньше людей трудоспособного возраста, которые должны финансировать пенсии пожилых людей. Так что Европа нуждается в свежей крови, то бишь в иммигрантах, которые не гнушаются самой грязной работы. Впрочем, хочу отметить, что среди иммигрантов из третьих стран немало специалистов высокого класса.
Другой акцент на проблеме ставят и правозащитные организации в Европе, которые говорят о том, что “мусульмане... часто подвергаются различным формам дискриминации, которые отрицательно сказываются на их возможностях по получению образования и трудоустройству. Это может породить ощущение безнадежности и подорвать у мусульман чувство принадлежности к ЕС”. И призывают европейские правительства ускорить интеграцию мусульман, мол, “политическим лидерам Европы необходимо сделать дополнительные усилия для продвижения осмысленного межкультурного диалога и более эффективной борьбы с расизмом, дискриминацией и маргинализацией”.
Европейцы традиционно деликатны и терпеливо пытаются все решить, всех понять и всех принять.
Но все же я в этом вопросе рассуждаю просто, выражаюсь жестко: со своим уставом в чужой монастырь... Уж коли покинул добровольно родные пенаты в поисках лучшей доли, то изволь уважать традиции новой родины. Во всяком случае, вне стен дома, в общественных местах, в школах, университетах, на работе. Паранджа не для Европы. |