|
Ботагоз Сейдахметова
Политические кризисы на нашей планете за каких-то лет пятьдесят, такие, как балканский, афганский, иракский, шри-ланкийский, пакистанский, еще до нынешнего ипотечного мирового кризиса оставили миллионы землян без собственной крыши над головой, без родины и без надежды на будущее их детей. В нашей стране проживают 4500 беженцев и лиц, нуждающихся в защите. В основном это афганцы, чеченцы и узбеки.
Большая часть афганских беженцев уже давно, порядка десяти лет, проживают в Казахстане и чувствуют себя весьма уверенно. В то время как беженцы из Узбекистана, которых заставили сорваться с насиженных мест трагические события в Андижане и преследование властей, находятся в более тяжелых условиях.
Впрочем, по признанию одного из узбекских беженцев, они благодарны Казахстану, который дал им, пусть и временный, приют
Согласно официальной статистике, в конце прошлого года число людей, которых насильственно лишили крова вследствие войн и конфликтов, составило 42 миллиона человек. Из них 6 миллионов - это беженцы, а остальная часть - внутренние перемещенные лица. При этом, по состоянию на конец 2008 года, 45 процентов из числа беженцев - это выходцы из Афганистана и Ирака. За последний год к этому числу добавились беженцы и перемещенные лица из Пакистана, Сомали и Шри-Ланки.
“За этой сухой статистикой стоят живые люди, которые оказались в этой ситуации совсем не по своей воле”, - говорит Ирина Кореняк, старший региональный советник по программным и административным вопросам Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). По ее словам, беженцы нуждаются в жилье, медицинской помощи, защите от насилия, но сделать это непросто, потому что УВКБ ООН существует на пожертвования стран-доноров. “Наша задача - удовлетворение потребностей беженцев, - говорит Кореняк. - Но многие потребности остаются невыполненными”.
И таких примеров огромное множество.
Так, в Камеруне среди детей беженцев из Центрально-Африканской Республики высокий уровень смертности. Не все дети имеют возможность посещать школу.
В Эквадоре колумбийские беженцы и вовсе не знают свои права, живут в страхе в отдаленных районах страны.
В Таиланде более 100 тысяч беженцев из Мьянмы годами живут в переполненных лагерях, в ужасных условиях, которые приводят людей в отчаяние и к домашнему насилию.
По словам специалистов УВКБ ООН, в Грузии лица, перемещенные внутри страны 15 лет назад, до сих пор живут в центрах коллективного размещения, без водопровода и канализации.
|
Конфликты и кризисы больше всего бьют по детям |
Все эти проблемы можно было бы решить, считает верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерриш, при наличии необходимых ресурсов: “Однако в отсутствие поддержки мы вынуждены ежедневно принимать душераздирающие решения, которые напрямую влияют на жизнь и благосостояние миллионов семей, лишенных крова, которых мы призваны защищать”.
Проблема переселения становится масштабной “благодаря” глобальному экономическому кризису, неравенству Севера и Юга, возрастающей ксенофобии, изменению климата, возникновению все новых и новых зон конфликта на земле, терроризма.
Казахстан присоединился к известной Женевской конвенции 1951 года о статусе беженцев в 1999 году. Представительство УВКБ ООН в Казахстане с 1995 года предоставляет международную защиту беженцам.
Кроме того, проблемой беженцев в нашей стране занимаются Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Национальное Общество Красного Полумесяца.
По словам директора департамента Комитета по миграции в Алматы Гульсары Алтынбековой, беженцы в Казахстане решают три проблемы: адаптация в новом обществе, получение документов, удостоверяющих личность, а также получение гражданства. Большинство беженцев работают на базарах, потому как не могут найти применение своим дипломам по причине языковых проблем. За последние десять лет в семьях беженцев в Казахстане родились 114 детей, которые получили свидетельства о рождении.
Представители афганской диаспоры в Казахстане находятся в тесном контакте с международными организациями, которые занимаются проблемой беженцев. Они считают, что за последние пару лет значительно уменьшилась материальная помощь с их стороны, а также медицинская помощь стала менее доступной. Кроме того, большинство афганских беженцев намерено получить казахстанское гражданство.
Начальник сектора Национального Общества Красного Полумесяца Роза Телибаева разъясняет ситуацию и говорит, что в течение вот уже 14 лет общество оказывает помощь беженцам из Афганистана, Чечни, Таджикистана. В 1997-1998 годах часть чеченцев вернулась на родину, но потом был второй поток беженцев из Чечни в Казахстан. Нормализовалась ситуация в Таджикистане, и таджики тоже стали возвращаться домой. Есть небольшой процент и афганских беженцев, пожелавших вернуться в Афганистан. К слову, части афганцев удалось переехать в Канаду и другие страны Запада.
На сегодняшний день афганское сообщество в Казахстане - это мощный союз. У многих семей афганцев есть собственные торговые контейнеры на крупных рынках Алматы, есть стабильный заработок, который позволяет им весьма неплохо жить - снимать дорогие благоустроенные квартиры в самом дорогом городе страны Алматы, ездить на собственных автомобилях.
Кроме того, из всех категорий беженцев только афганцы имеют право на предпринимательскую деятельность и, соответственно, имеют право на получение РНН и даже СИКа в Алматы. В свое время наиболее уязвимые из афганских беженцев через ассоциацию развития культуры чеченского и ингушского народов “Вайнах” и афганскую диаспору получали гранты на развитие.
В то время как новые беженцы из Узбекистана, такие же многодетные, как афганцы, не имеют права на работу, живут в ужасных условиях по 5-7 человек в помещении.
Кроме того, вопреки всякой логике и международному опыту беженцы из Афганистана имеют возможность хоть какой-то связи с родиной через свое посольство в Казахстане. А беженцам из Узбекистана надо обходить посольство стороной, дабы не быть арестованными и высланными обратно.
Афганские беженцы давно и прочно основались и адаптировались в Казахстане, некоторые из них живут лучше, чем граждане Казахстана. Более того, афганцы могут при желании получить паспорта граждан Афганистана для детей в своем посольстве.
Этим и объясняется сокращение финансовой помощи афганским беженцам, говорит Роза Телибаева. “Мы разбираем каждый конкретный случай в рамках законодательства и можем оказывать помощь только 8-10 процентам афганцев. Вы имеете такой же доступ к медицинскому обслуживанию, как и казахстанцы. Некоторые из вас женаты на наших гражданках. По сравнению с другими беженцами вы молодцы”, - говорит представитель Общества Красного Полумесяца.
Между тем многие афганские беженцы стремятся получить гражданство Казахстана и возмущены тем, что это сложно. Мол, мы живем в стране уже более 5 лет, имеем право.
Насколько известно мне, в других странах, таких, как США, получить даже вид на жительство беженцам не удается даже по истечении 15 лет жизни в этой стране. Не говоря уже о получении гражданства. Но это к слову.
Представитель миграционной полиции Нурлан Кожаков объясняет, что беженец - это статус временно находящегося в стране, и законодательство Казахстана не определяет порядок их нахождения в стране. При статусе беженца вопрос о приобретении гражданства не ставится.
Между тем, по мнению директора департамента Комитета по миграции в Алматы Гульсары Алтынбековой, именно проблема документирования беженцев остается главной в повестке дня УВКБ ООН и других международных организаций в Казахстане. |