|
Ботагоз Сейдахметова
В ночь на 26 мая в городе Ханабад Андижанской области Узбекистана произошло вооруженное нападение на блок-пост. Официальный Ташкент никак не комментирует эти события, а потому вся остальная информация носит разрозненный и противоречивый характер
Основная информация поступает из интернет-сайтов, и попытка прийти к общему знаменателю привела к следующим фактам, вопросам и выводам.
Первое. В ночь с понедельника на вторник некое количество вооруженных людей - от 5 до 20 человек - напало на здания местного отделения Службы национальной безопасности Узбекистана и ОВД в городе Ханабад. Известно, что было повреждено здание, погибли сотрудники правоохранительных органов (по-видимому, нападавшие использовали взрывчатку). Им удалось скрыться, от этого и разные сведения о количестве террористов.
Но тут возникает логичный вопрос: почему террористы совершили нападение в ночное время, когда, по большому счету, в здании не могло быть сотрудников СНБ и ОВД, разве что охранники и дежурные? Зачем захватывать пустые здания, пусть даже ключевые для города? Кого террористы собирались взять в заложники? Ведь без всей этой террористической атрибутики ночное нападение попросту теряет смысл. А так похоже на самозахват земли или дома по примеру бездомных граждан.
Второе. Предполагается, что нападавшие - это религиозные экстремисты. Точнее, боевики ИДУ - Исламского движения Узбекистана. Очень напоминает прошлый Андижан, майский Андижан уже далекого 2005 года, когда террористами по официальной версии оказались представители некой религиозной секты “Акромия”.
В связи с этим я вспомнила брошюру президента Узбекистана Ислама Каримова “Узбекский народ никогда ни от кого не будет зависеть”, вышедшую уже после известных трагических событий. В этой книге собраны все заявления и интервью узбекского президента в связи с событиями 13 мая 2005 года в Андижане.
В частности, на вопрос иностранного журналиста о целях религиозно-экстремистских групп и опасности для Узбекистана Ислам Каримов ответил следующее: “Кто хочет, чтобы вместо Конституции действовал шариат, вместо судьи сидел кадий, который будет выносить приговоры без всяких судебных заседаний, обсуждений, Уголовного кодекса, без ничего.
Идея халифата не найдет поддержки. Всех людей, кто сегодня не подчиняется их требованиям, религиозные экстремисты называют неверными, ну точь-в-точь как у большевиков - кто не с нами, тот против нас, их надо уничтожать”.
“Подозреваю, что те, кто говорит так много о демократии и называет себя не иначе, как оплотом демократии, к сожалению, сегодня не прочь найти общий язык с так называемыми умеренными радикалами. Ведь ищут же в Афганистане умеренных талибов, хотя, я думаю, это обречено на провал”, - добавляет президент Узбекистана.
|
Если ориентироваться на прогнозы Ислама Каримова, религиозные экстремисты мечтают вернуть Ханабад в дикое прошлое |
Там же, в своей книге, узбекский президент откровенно говорит о том, что “сценаристы” андижанских событий сидят за океаном. “Идеалы свободы и демократии”, как правило, распространяются и продвигаются в тех странах, где земля богата нефтью и газом, говорит президент Узбекистана, приводя в пример Ближний Восток и Каспийский регион.
“Некоторым странам, которые развязали войну в Ираке, надо еще и еще раз подумать, какими методами они пользуются там, чтобы других не учить, - считает Ислам Каримов. - Надо, чтобы те, кто советует, и те, кто дает очень большие и глубокие оценки, действовали по одному и тому же стандарту, а не использовали один стандарт для себя, а другой стандарт - для остальных”.
Подозреваю, что в случае большого международного шума и реакции по поводу нынешних событий в Андижанской области поклонников писательского творчества Ислама Каримова ожидает очередной подобный опус на тему двойных стандартов Запада.
Между тем известен и
третий факт. А именно то, что президент Узбекистана Ислам Каримов в эти майские дни уже 2009 года находится в Бразилии с официальным визитом.
И
четвертый факт - реакцией на теракт стало закрытие киргизско-узбекской границы в одностороннем порядке по инициативе узбекской стороны по всей линии ее протяженности, составляющей 1375 километров. Первоначально границу закрыли в районе узбекского города Ханабад Андижанской области и граничащей с ней Джалал-Абадской областью юга Кыргызстана.
Вывод, который из этого напрашивается, примерно таков. Неизвестно, чем конкретно сейчас в Бразилии занят президент, но наученные горьким опытом Андижана 2005 года полицейские самостоятельно приняли решение выхода из ситуации. То бишь границы закрыли, чтобы террористы не сбежали из страны, журналистов не пускают и никакой официальной версии выдавать пока не собираются.
Кроме того, по сведениям информационного агентства “Фергана.ру”, жители Андижана сообщили корреспондентам радио “Озодлик” (“Свобода”) по телефону, что в настоящее время на большей части территории области введены усиленные меры безопасности, утром 26 мая на территорию нового базара Андижана была введена военная техника. Также усилены блок-посты между районами.
Второй “Андижан”, однако...
Но тут возникает логичный вопрос: почему террористы совершили нападение в ночное время, когда, по большому счету, в здании не могло быть сотрудников СНБ и ОВД, разве что охранники и дежурные? Зачем захватывать пустые здания, пусть даже ключевые для города? Кого террористы собирались взять в заложники? Ведь без всей этой террористической атрибутики ночное нападение попросту теряет смысл. А так похоже на самозахват земли или дома по примеру бездомных граждан. |