|
Ботагоз Сейдахметова
Япония вот уже седьмой десяток лет пытается вернуть себе четыре острова Южно-Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Они уверены, что острова были захвачены русскими после Второй мировой войны и по праву принадлежат им. В свою очередь, Россия также уверена в правомочности владения этими островами, которые перешли ей в наследство от Советского Союза. Каждая из сторон противостояния упорно стоит на своем.
В великий геополитический спор были вовлечены практически все последние русские правители - от Хрущева до Медведева, ведь этот спор является камнем преткновения на пути подписания мирного договора между двумя государствами.
Во время своего недавнего визита в Японию экс-президент России, а ныне премьер-министр Владимир Путин уже в своем новом статусе опять обещал разобраться в этом споре
Еще пять лет назад, во время моей стажировки в Токио, наивно поднятая мною тема о спорных Курильских островах вызвала бурю эмоций у традиционно спокойных японцев. Мои собеседники в японском МИДе, вспоминая перипетии русско-японской островной войны, с грустью говорили о том, что-де упустили свой шанс при президенте Борисе Ельцине, который, по их мнению, был готов вернуть спорные острова. При этом они пытались “перетянуть” казахстанскую журналистку на свою точку зрения, видимо, для того, чтобы я таким образом внесла еще одну лепту в дело возвращения пресловутых островов “законному” хозяину.
Известно, что российские граждане с этих островов имеют возможность посещать Японию без визы для того, чтобы отовариться. А японцам, в свою очередь, разрешено посещать могилы родных, похороненных на этих островах. Выходит, что некий консенсус найден хотя бы в одном из множества аспектов этой войны.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что и японские, и собственно российские СМИ не раз отмечали, что население Южных Курил стремительно сокращается по причине весьма тривиальной и где-то даже закономерной. Уровень жизни на Курильских островах всегда отличался суровостью: электричество подавалось со значительными перебоями, продукты были дефицитом не только в советское время, островитяне буквально вынуждены были выживать за счет браконьерства и контрабанды морепродуктов в Японию.
Именно потому в 2006 году российское правительство объявило очередную программу по экономическому развитию Сахалинской области и Курильских островов.
Напомню, что первая попытка стимулировать экономику островов по федеральной программе 1994 - 2005 годов не принесла ожидаемого успеха из-за банальной нехватки средств.
Тогдашний министр экономического развития и торговли Герман Греф говорил о том, что на Сахалине может быть создана промышленно-производственная особая экономическая зона. И предложил администрации области подумать о проектах, которые могут софинансироваться из Инвестиционного фонда. Например, проекты по созданию туристической инфраструктуры.
На заседании российского правительства в 2006 году была принята программа “Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы”. Согласно ей, острова могут превратиться “в самую бюджетно обеспеченную часть России”. В течение этих девяти лет правительство обещает тратить в расчете на одного жителя Курил 1 тысячу долларов в месяц. В российских СМИ писали тогда, что это на 40 процентов больше, чем в среднем тратится правительством Японии на одного подданного. Массированные финансовые вливания на Курилы должны были доказать японцам, что Россия от островов отказываться не собирается даже для того, чтобы подписать мирный договор с Японией.
|
Изменилось только название северной империи... |
Впрочем, нынешний визит высокопоставленного российского политика в Токио дал некоторую надежду японской стороне. Премьер-министр Владимир Путин вспомнил самый первый вариант “торговли” между странами, который был предложен еще Никитой Хрущевым. А именно, возможность поделить Южные Курилы между Японией и Россией.
Однако прямо Путин об этом не говорил, ограничившись дипломатической оговоркой: “Россия всегда исходила из того, что мы готовы к этому переговорному процессу. Наши позиции заключаются в том, что если мы хотим решать проблемы, даже проблемы самого сложного свойства, то нужно создавать условия для их решения, а не заводить ситуацию в тупик постоянными претензиями и конфронтацией. Напротив, нужно создавать условия, нужно развивать отношения по всем направлениям. Для того, чтобы решать проблемы такого уровня и такой сложности, нужно проявить терпение, внимание и уважение к интересам друг друга”.
“Что касается предложений 50 на 50, то вы же сами и сказали, что правительство Японии пока точно и ясно не сформулировало свою позицию. Разве можно от меня просить, чтобы я прокомментировал позицию, которая точно не сформулирована? Давайте оставаться в диалоге. Давайте дадим возможность поработать нашим экспертам, министерствам иностранных дел”, - добавил российский политик.
Между тем известно и то, что японцы на официальном уровне никогда не шли на условие раздела островов по принципу 50 на 50. Официальный Токио все годы островной войны настаивал на полной передаче островов Японии и каждый раз подчеркивал, что без территориальных уступок Москвы и думать не хочет о подписании мирного договора. По мнению ряда российских экспертов, большую роль в этом территориальном споре играют экономические интересы: в этом районе находятся огромные запасы рыбы и морепродуктов, а также нефти и газа.
Согласно справке еще от 2004 года, ресурсов Курильских островов достаточно, чтобы обеспечить доходами бюджет любого региона России. Запасы углеводородов на континентальном шельфе оцениваются в 1,6 миллиарда тонн условного топлива. Ресурсы золота на островах оцениваются в 1867 тонн, серебра - в 9284 тонны, титана - в 39,7 миллиона тонн, железа - в 273 миллиона тонн. Имеются парогидротермы, залежи полиметаллических руд, 117 миллионов тонн серы. На Итурупе ежегодный вынос с газами редчайшего металла рения, который дороже золота, составляет 36 тонн, что соответствует его годовому мировому потреблению. Оценочная стоимость полезных ископаемых всех островов - 45,8 миллиарда долларов. Основная ценность островов Хабомаи и Шикотан заключена в биоресурсах. В районе этих островов возможен ежегодный вылов 800 тысяч тонн морепродуктов, что дало бы бюджету до двух миллиардов долларов доходов.
|
Теперь японцы уповают на харизматичного русского премьер-министра... |
В этот визит в Токио Владимир Путин много говорил об экономических связях между правительствами России и Японии, а также между российским и японским бизнесом. Сторонами был подписан ряд документов. В частности, “Росатом” и Министерство иностранных дел Японии подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. На острове Русский теперь совместными усилиями будут строить ветряную электростанцию.
Большинство экспертов склоняются к тому, что экономика в данном случае очень сильно ориентирована на политику.
Впрочем, достаточно прочитать публикации на тему спорных “северных территорий”, как называют их японцы, чтобы понять, что эта война закончится не скоро и носит характер стратегической.
Вот наиболее распространенное и, возможно, логичное объяснение российских аналитиков, почему нельзя проиграть в этой войне: “Передачей четырех “спорных” островов проблему не решить, ведь суть ее состоит в том, что японцы, стесненные на небольшой территории, пытаются увеличить ее за счет соседей, причем не только России, но и Китая, и Южной Кореи, если вспомнить, как они пытаются отобрать у Пекина и Сеула острова в Желтом море. И если мы отдадим хоть один из островов, японские аппетиты тут же распространятся чуть ли не на весь российский Дальний Восток”.
“Ведь те же нефть и газ мы можем при желании пустить по другому маршруту, - считают русские эксперты, - а вот найдет ли такой маршрут для своих товаров Япония?” |