|
Ботагоз Сейдахметова
В понедельник был дан официальный старт очередным военным учениям НАТО по программе “Партнерство ради мира”. Казалось бы, ставшие традиционными военные маневры НАТО на постсоветской территории на этот раз вызвали особые страсти вокруг себя. Все потому, что на этот раз это территория Грузии, власти которой с первых дней декларируют свое стремление вступить в западные структуры, в том числе в НАТО.
По сути, именно выбором места для маневров и объясняется яростная критика этих учений, которая исходит со стороны России.
Прошлогодние августовские события провели жирную черту отчуждения между Москвой и Западом в отношении грузинского вопроса.
Между тем остается ощущение, что подобные события внутри нашей подобной организации так и остаются вне международного или медийного внимания
В качестве лирического вступления хочу напомнить, что в нашу организацию входят семь государств: Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Беларусь и Кыргызстан. И мы тоже проводим совместные учения, которые носят чаще всего командно-штабной характер. Если верить Западу, то учения в Грузии тоже носят безобидный характер.
Между тем относительно нынешних учений под эгидой НАТО генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа сказал в конце апреля, что “проведение учений НАТО в Грузии - это не что иное, как поддержка агрессивных действий, которые предпринял режим Саакашвили против своих же граждан в Абхазии и Южной Осетии. Это не что иное, как попытка обострить ситуацию на Северном Кавказе”. Что именно в данных учениях может обострить ситуацию, говорил ранее представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, при этом в традиционно жесткой форме.
В частности, он считает, что “до тех пор, пока грузинское политическое руководство вынашивает свои агрессивные планы по отношению к странам-соседям, проводить какие бы то ни было военные “игрища” на территории Грузии - провокация чистой воды, вторая провокация”. Впрочем, лично у меня сложилось впечатление, что сегодня властям Грузии не до каких-либо планов относительно Южной Осетии и Абхазии, им бы разобраться с ситуацией внутри своей страны. Ведь оппозиция вот уже второй месяц митингует на тбилисском майдане в надежде уговорить президента Саакашвили покинуть свой пост добровольно.
Между тем, по мнению Дмитрия Рогозина, проводить эти учения провокационно по отношению к самой Грузии: “В Тбилиси идет противостояние между Саакашвили и оппозицией. Кто-то из них точно может использовать присутствие иностранных войск на территории Грузии для своих внутриполитических разборок. Это тоже глупо и безумно”.
Кажется, даже сами грузины до такого не додумались бы. Спасибо, подсказали.
Атмосферу всеобщего безумия накануне пресловутых учений усугубило заявление президента Абхазии Сергея Багапша, который сообщил, что в ответ на военные учения НАТО в Грузии Абхазия проведет собственные маневры, что у Абхазии будет собственная армия, а военнослужащие будут учиться в силовых ведомствах России. Дальнейшие планы и речи абхазского лидера и вовсе выдержаны в стиле предвоенной подготовки. В частности, он сообщил о создании российской военной базы, которая будет охранять границы с Грузией.
Неужели крошечная и небогатая Грузия представляет такую серьезную опасность, что плановые учения на ее территории вызвали столько эмоций у Кремля, которые сродни страхам накануне Второй мировой? Вопрос риторический. Но, согласитесь, ведь у России и ее подопечных против “грозной” Грузии есть ОДКБ и ее силы оперативного реагирования. К тому же президент России Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал, что КСОР по боевому потенциалу будут не хуже аналогичных структур НАТО.
В прошлом году в разговоре с генеральным секретарем ОДКБ Николем Бордюжей я пыталась пройти краткий курс по ликвидации безграмотности в отношении нашей региональной (читай: родной) организации. В частности, мы обсуждали правовой механизм военного вмешательства сил ОДКБ в случае, если возникнет такая необходимость в каком-либо из отдельно взятых государств-членов.
По словам г-на Бордюжи, ОДКБ не предназначена для вмешательства во внутригосударственные процессы, не может становиться каким-либо “жандармом” для своих государств-членов. “При возникновении любых внутренних конфликтов мы последовательно выступаем за их разрешение исключительно мерами политического характера”, - ответил генсек ОДКБ.
Он подчеркнул, что военный компонент Организации договора о коллективной безопасности предназначен исключительно для защиты государств-союзников от внешней агрессии третьих сил. А что касается военного вмешательства сил ОДКБ во внутриполитическую ситуацию какого-либо государства, то это просто невозможно.
Между тем он добавил, что военное сотрудничество государств - членов ОДКБ должно дополняться координацией внешнеполитической деятельности в интересах безопасности. Что касается этой “координации” действий, напомню, что после августовской войны на Кавказе состоялось заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ.
После заседания президент России Дмитрий Медведев с удовлетворением констатировал, что партнеры по организации дали однозначную негативную оценку действиям Грузии, агрессии Грузии в Южной Осетии, поддержали активную роль России, выступили за обеспечение прочной безопасности в Южной Осетии и Абхазии. “Мы провели очень продуктивный разговор в узком составе, абсолютно прямой, честный и открытый. И результатом является то, что мы тем самым продемонстрировали новое качество внешнеполитической координации в ОДКБ”, - сказал Медведев.
Тогда же генсек ОДКБ говорил, что вопрос о вступлении Южной Осетии и Абхазии в Организацию договора о коллективной безопасности может быть решен только после того, как эти республики признают все страны - участники ОДКБ. При этом он подчеркнул, что “система коллективной безопасности для этих республик уже создается на основе распоряжения президента Российской Федерации, и Россия на коллективной основе обеспечивает безопасность этих двух государств”.
Остается только предполагать, что безопасность этих двух потенциальных членов организации, видимо, будет обеспечивать не только собственно Россия. Более того, Южная Осетия и Абхазия в случае их присоединения к ОДКБ будут участвовать в совместных учениях организации.
Между тем в прошлом же году в интервью нашей газете генсек ОДКБ говорил, что “в противостоянии со многими современными вызовами коллективной безопасности опора на “военный кулак” зачастую просто бессмысленна”. “Борьба с незаконным оборотом наркотиков, противодействие терроризму, нелегальной миграции, обеспечение информационной безопасности, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - таков лишь краткий перечень направлений нашей практической деятельности, которым наряду с военным сотрудничеством мы отдаем приоритет в своей работе”, - сказал Бордюжа.
В качестве привлекательных для потенциальных новых членов нашей военной структуры генсек ОДКБ назвал следующие факты: отработанные механизмы совместной подготовки кадров и возможность льготных поставок вооружений и военной техники.
В том нашем прошлогоднем разговоре генсек ОДКБ подчеркивал, что “ОДКБ последовательно выступает за взаимодействие с НАТО, за сложение усилий двух организаций, ведь у нас есть много общих, совпадающих интересов”. Речь идет о борьбе с терроризмом, наркоторговлей, распространением ОМУ.
По поводу Афганистана он сообщил, что государства ОДКБ оказывают НАТО конкретную помощь в антитеррористической операции в Афганистане. “Через них осуществляется воздушный транзит, а вскоре будет отработан и сухопутный маршрут для доставки грузов международных сил содействия безопасности в Афганистане, - сказал Бордюжа. - У нас не получается выстроить отношения на двусторонней основе по линии ОДКБ - НАТО. Но здесь надо понимать, что ОДКБ и НАТО - это международные структуры, зависящие от позиций своих государств-членов.
Мы, осознавая необходимость сотрудничества, еще в 2003 году сделали необходимые шаги, согласовали вопросы, заручились поддержкой уставных органов, получили добро глав государств; предложили НАТО сотрудничество. Как я понимаю, НАТО пока не нашло консенсуса в своем кругу, наши партнеры не могут выйти на консолидированное решение о сотрудничестве с ОДКБ”. |