|
Ботагоз Сейдахметова
Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании в Казахстане Пол Браммелл о финансовом кризисе, форуме НАТО в Астане и британском образовании в интервью для “Нового поколения”
- Господин посол, нынешний саммит “Большой двадцатки”, который состоялся в начале апреля в британской столице, прошел под флагом мирового финансового кризиса. Многие известные в мире аналитики писали накануне этого саммита о том, что это “последний шанс предотвратить самый худший в истории экономический спад, который может превзойти по последствиям Великую депрессию 1930-х годов”. Какие главные аспекты в связи с этим обсуждались на саммите?
- Да, очевидно, что мы находимся перед лицом глобального финансового кризиса, и это требует ответа от всех стран мира. Необходимо глобальное решение данной проблемы. И в задачи Лондонского саммита входило собрать за столом переговоров лидеров основных мировых экономик и ключевых международных организаций для принятия коллективного решения, необходимого для стабилизации мировой экономики и определения путей выхода из кризиса и предотвращения безработицы.
Перед главами государств стоял беспрецедентный ряд задач: предотвращение еще более сильного экономического спада и восстановление роста экономики в краткосрочный период и в то же время перестройка финансовой системы, защищающей мировую торговую систему, а также создание основы для устойчивого выхода из кризиса.
На саммите обсуждалось пять основных вопросов, и по каждому из них были приняты конкретные решения.
Первый - восстановление стабильности, роста и рабочих мест. Главы государств договорились выделить дополнительные 1,1 триллиона долларов для программы по поддержке выхода из мирового экономического кризиса и финансовой стабилизации. Средства будут выделяться через международные финансовые институты.
Второй - усиление финансового контроля и регулирования. Здесь была достигнута договоренность о создании более совершенной и более надежной системы надзора и регулирования, включая регулирование и контроль за деятельностью крупных хеджинговых фондов и кредитных рейтинговых агентств.
Третий - финансирование и преобразование международных финансовых институтов с целью преодоления нынешнего кризиса и предотвращения будущих потрясений. Лидеры государств договорились выделить дополнительные 850 миллиардов долларов США посредством международных финансовых институтов.
Также лидеры условились о необходимости обеспечить всем необходимым развивающиеся рыночные системы и развивающиеся страны, а также ускорить преобразование международных финансовых институтов с тем, чтобы состояние национальных экономик находилось в соответствии с меняющимся балансом мировой экономики.
Четвертый - содействие мировой торговле и инвестициям и противодействие протекционизму. Лидеры обязались не прибегать к протекционизму, прямому или косвенному, и внедрить прозрачный механизм мониторинга, а также принять меры по продвижению торговли, включающие в себя обязательство по выделению 250 миллиардов долларов США с целью прекращения спада в секторе торговых финансов для оживления до 90 процентов мировой торговли.
И, наконец, пятый - создание всесторонней, экологической и устойчивой системы восстановления. Лидеры еще раз подтвердили свое стремление к достижению Целей развития тысячелетия и продолжению оказания помощи развивающимся странам, включая выделение 50 миллиардов долларов США странам с низким уровнем дохода. Также лидеры призвали ООН создать эффективный механизм по мониторингу влияния кризиса на наиболее бедные и уязвимые страны.
- А как насчет “шестого элемента”, господин посол? Я имею в виду предложение о создании альтернативной доллару валюты. Тему резервной валюты лоббируют, в частности, Китай, который является сегодня одной из самых быстро развивающихся экономик, и влиятельная Россия?
- Лидеры стран свободны в выборе тем для обсуждения и выдвижения приоритетных вопросов. Я ознакомился с интересной статьей президента Назарбаева “Ключи от кризиса”, опубликованной 2 февраля в “Российской газете”, и направил ее организаторам саммита “Большой двадцатки”. Я думаю, что все вопросы необходимо обсуждать.
Существуют первоочередные темы и проблемы, требующие немедленного обсуждения и безотлагательного решения. Такие срочные вопросы, как, например, тема протекционизма, реформирование международных финансовых организаций, финансовые фонды стабилизации и так далее. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун говорит: “Ясно, что это всемирный кризис”, и поэтому необходим обмен мнениями по очень многим вопросам. Я уверен, что все предложения и идеи станут предметом обсуждений. G20 не станет единственной возможностью для таких обсуждений, предстоит еще много консультаций и встреч.
- На юбилейном саммите НАТО большое внимание было уделено теме Афганистана. Какова политика Великобритании в этом регионе?
- Я не вижу изменений в этом направлении. Великобритания продолжает свою внешнюю политику в этом регионе. Перед правительством Афганистана стоит ряд важных задач, таких, как стабилизация ситуации в стране, антитеррористическая работа, борьба с производством наркотиков. И все эти задачи важны не только для Афганистана, не только для НАТО, но и для всех стран, включая соседние с Афганистаном, такие, как Казахстан. Мы рады, что правительство Казахстана поддерживает процесс реконструкции Афганистана, и будем приветствовать продолжение этой помощи.
Кроме того, отмечу, что 2009 год является очень важным для отношений между НАТО и Казахстаном. В июне этого года в Астане пройдет форум Совета Безопасности евро-атлантического партнерства. Правительство Казахстана будет хозяином этой встречи. И я уверен, что одним из главных вопросов на этом форуме станет обсуждение ситуации в Афганистане и его проблем.
- Каковы интересы Великобритании в нашем регионе кроме энергетического сектора?
- Мы ведем активную работу в Центрально-Азиатском регионе. Успешно сотрудничаем с правительством Казахстана по целому ряду направлений. Например, между нашими правительствами подписан меморандум о взаимопонимании в области энергетики. Кроме того, мы поддерживаем работу правительства Казахстана по разработке закона о возобновляемых источниках энергии. У нас существует целый ряд проектов, связанных с поддержкой Казахстана в подготовке к его председательству в ОБСЕ в 2010 году.
У нас очень развиты коммерческие отношения не только в нефтегазовом секторе, но и в других секторах экономики, например, в области финансовых услуг. Мы поддерживаем экономическое развитие и диверсификацию Казахстана. Великобритания является одним из самых крупных инвесторов в Казахстане. Общая сумма британских прямых инвестиций составляет более 5 миллиардов долларов США.
- Известно, что для казахстанцев британское образование всегда было наиболее престижным...
- Да, действительно, Великобритания продолжает оставаться лидером среди стран, в которых желают обучаться стипендиаты “Болашака”. В 2008 году, согласно данным Центра международных программ, 370 студентов из Казахстана отправились на обучение в британские университеты по программе “Болашак”.
Количество студентов, выезжающих ежегодно по стипендии британского МИДа “Чивнинг” (Chevening), небольшое и варьируется год от года. Так, в 2009/10 академическом году по программе “Чивнинг” в Британию поедут учиться 3 студента из Казахстана. Всего с 1991 года по этой программе прошли обучение 130 казахстанцев. Так, по этой программе получили образование такие известные в Казахстане люди, как Анвар Сайденов, председатель правления БТА, а также Марат Бекетаев, вице-министр юстиции.
Кроме того, есть хорошие примеры сотрудничества в области образования здесь, в Казахстане. Это работа British Council, Казахстанско-Британский технический университет, который имеет поддержку со стороны британских вузов. Новая частная школа Хэйлибери (Haileybury) в Алматы, которая уже стала одной из лучших школ и примером качественного образования в Казахстане.
Так что я хотел бы подчеркнуть еще раз, что Великобритания очень активно работает в Казахстане. И думаю, что такая же ситуация в других странах региона. |