|
Ботагоз Сейдахметова
СНГ еще не дожил до своего совершеннолетия, так что ностальгия по СССР не изжила себя даже у тех, кто не успел сполна вкусить все радости социализма. Впрочем, ностальгия довольно однобокая. Потому как вернуть “все как было” хотят иные мечтатели в Москве и объясняют это самыми добрыми намерениями. Впрочем, на каждого такого мечтателя найдется оппонент, который с грустью объяснит тому, что назад дороги нет
Интеграция по региональному признаку - тема довольно популярная в аналитических кругах, потому как идея объединения всегда скорее несет позитивный характер, нежели иной. Вот и наш президент уже не первый год вынашивает идею интеграции в Центрально-Азиатском регионе, дабы сообща решать проблемы региона - от водных проблем до проблем энергетической области.
В Москве же многие аналитики, с которым мне доводилось общаться, уверены, что бывшие советские республики самостоятельно никогда не разберутся в своих проблемах, и только авторитет Кремля в качестве “старшего брата” может разрешить многие наши региональные проблемы. Чаще всего российские эксперты говорят о том, что-де нет согласья между лидерами стран Центральной Азии, и это притом, что в нашем регионе личный фактор играет главенствующую роль. Наиболее ярые “советисты” любят приводить пример из известной басни о лебеде, раке и щуке, каждый из которых тянет региональную телегу на себя.
Между тем в Интернете я нашла любопытную информацию о том, что глава американской аналитической службы Stratfor Inc. Джордж Фридман выступил с докладом “Следующие 100 лет: прогноз на XXI век”. В частности, по мнению политического “нострадамуса”, к 2090 году мигранты-латиносы заполонят штаты, ранее отобранные у Мексики, потому что, начиная с 2030-х американцы перестанут рожать. Кроме того, он пророчит новые войны. Так он пишет, что-де Германия будет воевать против Польши и Великобритании, а Япония развяжет мировую войну в космосе. А вот по поводу России он пишет то, что особенно привлекло мое внимание. Джордж Фридман говорит, что к 2015 году Россия вновь объединит бывшие советские республики. Реанимированный СССР организует Соединенным Штатам еще один раунд холодной войны, но в 2050-м новый СССР опять распадется.
Между тем идею объединения бывших республик Советского Союза с акцентом на республики Центральной Азии, под флагом “старшего брата” в лице Кремля так или иначе поддерживают многие российские аналитики. Одни это делают откровенно и с имперскими нотками. Другие более дипломатичны и выражают свои мысли аккуратнее. Впрочем, это не умаляет того факта, что Москва не теряет надежды собрать вновь под свое официальное крыло младших братиков из Средней Азии. Самое смешное в этой ситуации это то, что обижаться-то мы не можем, ведь для таких настроений в российской аналитической среде есть все предпосылки.
Самый показательный пример - метания президента Узбекистана между двух “великих” - США и Россией, и его переменчивая любовь к нашим региональным организациям. А традиция ехать на поклон к президенту России у лидеров нашего региона после “эпохальных” событий местного розлива? Даже новый президент нейтральной, а потому независимой ни от кого Туркмении отмечался в Кремле. Впрочем, мы и не скрываем, а официально признаемся в том, что Россия - главный стратегический партнер Казахстана. Так что, так или иначе занимаем сторону русских во многих спорных конфликтах, как то: война в Южной Осетии и прочие новорусские войны с их соседями - газовая с Украиной, споры с Америкой по размещению их ПРО на территории, близкой к русским границам.
И прочее. И, наверно, это правильно. Мы соседи. И должны дружить и поддерживать друг друга и в горе, и в радости. Другое дело, как должны складываться эти отношения?
Профессор Алексей Малашенко из московского Центра Карнеги на мой вопрос, есть ли желание вернуть все как было, отвечает довольно эмоционально. Так что я подумала: может, я все придумала о ностальгии русских по “старшебратскому” статусу в регионе?
В частности, он сказал мне, что-де “желание вернуть есть, но чисто виртуальное”.
“Такое тоскливое желание, чтобы покрасоваться в данный момент. Если вернуть все как было, то эти аналитики, которые сейчас об этом трепятся, будут мелкими журналистами и ничего незначащими людьми. Поэтому для них это катастрофа. Если все это будет возвращаться, то, как минимум, не будет их, как максимум - не будет колбасы. Поэтому все разговоры о постимперии - это болтовня. У нас есть абсолютно двойной уровень. Один - когда по телевизору говорят и морочат голову. А другой уровень, когда те же самые люди (подчеркну - те же) зачастую на серьезных мероприятиях без журналистов говорят о более реальной ситуации”.
“Я не ностальгирую по СССР, - говорит мне другой мой собеседник московский политолог Алексей Власов. - Снявши голову, по волосам не плачут. Хотя я вижу, что политические элиты стран СНГ могут реально встать перед угрозой дефолта. Не экономического, а ценностного. Эффективность управления реально упала за последние годы. Внятной идеологии как не было, так и нет. Куда двигаться дальше? И тогда встанет вопрос, а что же мы все это время строили?” |