|
Константин Маскаев
Пожалуй, главным событием мирового, даже космического масштаба ознаменовался минувший уикенд. Американский предприниматель, инженер, физик и математик Илон Маск в сотрудничестве и партнерстве с НАСА запустил таки людей на орбиту. К этому времени астронавты Роберт Бенкен и Дуглас Херли, ранее дважды побывавшие в космосе на американских Space Shuttle и российских “Союзах”, уже перебрались на МКС и приступили к работе в составе международного экипажа
Чем же так знаменательно произошедшее? Прежде всего тем, что впервые в истории освоения космоса пилотируемый корабль разработала, построила и успешно использовала частная компания. Да, конечно, был госзаказ со стороны американских правительства и госкорпорации. Но изначально были “всего лишь” амбиции успешного предпринимателя, который оказался не менее успешным менеджером, последовательно шедшим к своей цели. Это, пожалуй, одна из самых важных составляющих - когда силы и, главное, средства (в том числе деньги) используют исключительно рационально. А сам проект - не кормушка для чиновников и не возможность для подрядчика поживиться за государственный счет. Ну да ладно, последнее к Илону Маску и его проекту SpaceX отношения не имеет... Любопытно, что миссию по созданию космического транспорта национальное агентство по астронавтике переложило, скорее, доверило еще одной частной компании. В мае 2019 года первый испытательный полет без экипажа совершил космический корабль Boeing Starliner. Правда, из-за ошибки в программном обеспечении он разминулся с МКС. Впоследствии Starliner совершил успешную посадку в Нью-Мексико. Работы по созданию собственных космических кораблей для доставки людей на МКС в США активизировали после вхождения Крыма в состав России и событий на востоке Украины в 2014 году. В рамках программы Commercial Crew Transportation Capability в сентябре того же года победу одержали SpaceX и Boeing. Проект Crew Dragon получил 2,6 миллиарда долларов, Starliner - 4,2 миллиарда. За указанную сумму до 2024 года включительно, когда заканчивается официальный срок работы МКС, Crew Dragon и Starliner в ходе 12 миссий должны доставить на околоземную орбиту 48 человек.
Теперь главе Роскосмоса Дмитрию Рогозину припомнили его апломб, с которым он рекомендовал США использовать батуты для доставки астронавтов на МКС. “Батут работает!” - кратко ответил на это Илон Маск на прошедшей в воскресенье пресс-конференции после стыковки его корабля к МКС. Запуск тяжелой ракеты Falcon 9 (в переводе с английского - сокол) с пилотируемым космическим кораблем Crew Dragon к Международной космической станции состоялся 30 мая в 19.22 по Гринвичу (01.22 по времени Нур-Султана) с 39-го стартового комплекса Космического центра имени Д. Кеннеди во Флориде (США). Вследствие особой важности события присутствовали Президент США Дональд Трамп и вице-президент Майк Пенс. Старт прошел в штатном режиме, в назначенное время ракета вышла на заданную высоту, заняла расчетное место на орбите, чтобы через 19 часов после отрыва от Земли совершить стыковку с МКС. Стыковку провела автоматика. Ранее запуск назначали на 27 мая, но примерно за 16 минут 53 секунды до старта отложили по погодным условиям. Используемый космодром расположен на острове Меррит - неподалеку от другого, более известного космодрома на мысе Канаверал. Нюанс в том, что космические запуски в этой местности зависят от целого комплекса погодных условий: ветра, температуры и осадков. Поэтому время сдвигают на более благоприятные моменты. Опубликован целый погодный протокол лимитов и допусков, которые могут повлиять на решение о времени старта. Любопытно, что сразу после известия об отложенном 27 мая запуске некоторые российские СМИ позволили себе заявить, что старт “провалился”, и не преминули отметить, что российские ракеты - всепогодные и стартуют с Байконура или Плесецка даже в грозу и снегопад. Пусть и так, но успешное завершение экипажем Crew Dragon звездной экспедиции (ее назвали Demo-2 или DM-2) будет означать потерю временной монополии Роскосмоса на доставку людей на МКС. Нужно сказать, что к возобновлению собственных пилотируемых полетов в космос США шли девять лет. Предыдущий раз доставку астронавтов на орбиту осуществил 8 июля 2011 года многоразовый пилотируемый космический корабль Atlantis, после чего программу Space Shuttle закрыли. О полном отказе от услуг Роскосмоса пока речи не идет. Последний же полет астронавта на “Союзе”, за который Роскосмос получит от НАСА более 90 миллионов долларов, запланировали на осень 2020 года. После чего Россия и Соединенные Штаты смогут (будут?) лишь обмениваться местами на собственных пилотируемых космических кораблях. Возможностью доставки людей в космос также располагает Китай, однако сотрудничество Пекина и Вашингтона в космосе из-за высокого риска несанкционированной передачи технологий в Поднебесную ограничено американским законодательством. Crew Dragon пробудет на околоземной орбите от одного до четырех месяцев - в зависимости от состояния солнечных панелей корабля. После чего астронавты должны вернуться на Землю. Главной целью миссии DM-2 называют проверку работоспособности систем корабля. Возможно, Бенкен выйдет в открытый космос вместе с находящимся на МКС астронавтом НАСА Кристофером Кэссиди, чтобы заменить литийионные аккумуляторы на японском грузовом космическом корабле H-II Transfer Vehicle. Без экипажа Crew Dragon летал к МКС год назад, в марте 2019 года, и пробыл на орбите шесть суток. Маск проверял работу систем и оборудования корабля. На создание Crew Dragon на базе грузового космического корабля Dragon компании SpaceX потребовалось пять лет. По состоянию на июль 2019 года за 70 мест для астронавтов на “Союзах” НАСА заплатило Роскосмосу 3,9 миллиарда долларов. С 2006 по 2020 год стоимость места для западных партнеров на “Союзах” выросла с 21,3 до 90 миллионов долларов. От потери монополии Роскосмос недополучит около 400 миллионов долларов в год. Сопоставимую сумму потратила SpaceX на разработку Falcon 9 с многоразовой первой ступенью. Полная стоимость одной миссии Crew Dragon к МКС, включающая затраты на ракету и космический корабль, при условии заказа не менее четырех таких миссий в год оценивается в 160 миллионов долларов, то есть менее 23 миллионов за человека (в случае максимального заполнения кабины - четыре человека). При трех астронавтах стоимость одного места в Crew Dragon вырастает до 53,3 миллиона долларов. Таким образом транспортные услуги по доставке астронавтов на МКС при помощи Crew Dragon обойдутся НАСА дешевле, чем при использовании “Союзов”, которые последние десять лет запускаются по четыре раза в год. В отличие от “Союзов”, совершающих посадку в Казахстане, Crew Dragon должен приводняться в Атлантическом океане, где его будет вылавливать судно Go Navigator и доставлять во Флориду. Как и российский старший собрат, космический корабль Илона Маска использует для торможения в атмосфере парашют. Однако Crew Dragon можно использовать до пяти раз. Согласно планам НАСА, людей к МКС будут запускать только новыми Crew Dragon, а уже использованные задействуют в доставки грузов. Основанная в мае 2002 года компания SpaceX является единственным в мире обладателем действующего сверхтяжелого носителя (Falcon Heavy) и крупнейшим в мире коммерческим оператором по числу собственных спутников (Starlink). Капитализация компании оценивается в 36 миллиардов долларов, общее число сотрудников - около восьми тысяч. |