|
Ботагоз Сейдахметова
Новая американская администрация перенаправит свои силы, как военные, так и идеологические, на восстановление Афганистана. Естественно, что эта тема волнует и наш регион, ведь мы находимся в непосредственной близости от этой горячей точки планеты. В частности, президент Узбекистана Ислам Каримов убежден, что афганскую проблему можно решить только экономическими методами. Точнее, оказывая народу Афганистана конкретную финансовую помощь
В качестве лирического вступления, надо сказать, что наш региональный партнер и сосед давно замечен в периодических политических метаниях. Мы уже не раз писали на эту тему, и общий диагноз был примерно таким - выход или возвращение блудного сына в наши региональные структуры зависит от “западного” ветра. Так, после трагических андижанских событий, когда Запад резко осудил Ташкент за “недемократические” методы усмирения своего народа и пригрозил всяческими санкциями, узбеки вернулись в наши структуры. Но постепенно страсти вокруг Андижана на Западе улеглись, и Узбекистан опять задумался, а так ли нужен ему, например, ЕврАзЭС.
На самом деле, это право суверенного государства - решать: быть или не быть. И никто не пытается упрекнуть Ташкент, ну разве что Москва. Оно и понятно, государство влиятельное, сохранившее историческую память о своем влиянии на страны Центрально-Азиатского региона. Но мы все же задали малоприятный вопрос новому узбекскому послу в Казахстане Фарруху Турсунову, мол, почему Узбекистан периодически выходит из региональных структур, таких, как ЕврАзЭС. Ответа почему-то так и не получили.
На прошлой неделе во время московского саммита ОДКБ Ташкент опять отличился. Во время принятия исторического решения о создания силами ОДКБ коллективных сил быстрого реагирования, Узбекистан сделал для себя оговорку. А именно: использовать КСОР только в случаях борьбы с наркоугрозой и терроризмом. Напомним, что силы КСОР планируется использовать для “отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.
Впрочем, как бы в оправдание позиции Ташкента, надо сказать, что скептиков на просторах этой организации хватает и без узбеков. Мало кто верит в то, что декларация о создании коллективных сил будет тут же реализована на практике. Вообще, пока трудно представить, как будет работать КСОР. Ведь основными спонсорами являются Россия и Казахстан. О серьезности вкладов Таджикистана, Беларуси, Армении, Киргизии и Узбекистана говорить не приходится.
Это вам не НАТО, где финансовое бремя лежит на плечах экономически мощных государств, таких, как США, Германия, Франция, Великобритания.
Видимо, Узбекистан сильно сомневается в действенности наших региональных структур, полагаясь скорее на двусторонние отношения.
Так, пресс-служба посольства Узбекистана в Казахстане распространила информацию о позиции страны по урегулированию ситуации в Афганистане, где акцентируется авторитет НАТО. Этой теме было уделено особое внимании на недавней (22-23 января) встрече президентов Узбекистана и России.
Президент Ислам Каримов на этой встрече подчеркнул, что в Узбекистане глубоко убеждены в том, что только военными средствами, дальнейшей милитаризацией афганскую проблему решить нельзя. “Необходим коренной пересмотр подходов к ее урегулированию путем оказания Афганистану целенаправленной экономической помощи для эффективного решения острейших социальных проблем”.
Узбекский президент предлагает возобновить деятельность “успешно действующей в середине 90-х годов под эгидой ООН контактной группы 6+2 по Афганистану путем преобразования ее в формат 6+3, с включением НАТО”.
С этой инициативой руководство Узбекистана впервые выступило еще в апреле прошлого года на саммите НАТО/СЕАП в Бухаресте.
В частности, Узбекистан предлагает решить афганские вопросы с вовлечением стран региона. Президент Ислам Каримов отметил, что “Талибан” получает большую силу не только потому, что он опирается на идеологию “Аль-Каиды” и других радикальных сил, но прежде всего потому, что в его ряды вступают самые рядовые афганцы”.
По словам узбекского лидера, за восемь лет последней стадии афганской войны “все больше и больше людей убеждается в том, что они практически ничего не получают”. “По опыту очень многих таких войн, которые происходят в регионах: чем больше войска, которые вошли, пребывают там, тем больше они приобретают не просто символ, а характер оккупантов. И все эти силы, которые там сегодня как бы налаживают мир, борются с радикалами и так далее, чем больше будет продлеваться это противостояние, тем больше они будут приобретать символ оккупационных сил”, - считает Каримов.
“Но самое главное, мы считаем, что один из самых абсолютно неприемлемых подходов со стороны этих сил, которые хотят сегодня установить мир в Афганистане, это неуважение к народу Афганистана, его религиозным отношениям, его религиозным подходам и мировоззрению”, - говорит узбекский президент.
Главная мысль Каримова состоит в том, что необходимо перенаправить миллиарды долларов, которые сегодня идут на милитаризацию Афганистана, на решение социальных вопросов, в том числе на развитие коммуникаций. “Народу стало бы лучше, - говорит Каримов. - Я думаю, тогда правительство Карзая получило бы гораздо больше поддержки, чем оно имеет сегодня. Поэтому, считаю, надо уважать народ, надо народу дать возможность решать свои вопросы самому. Вот такой наш подход - подход Узбекистана”.
Бесспорно, инициатива замечательная. Такой социальный “подход Узбекистана” вполне мог быть использован в отношении собственного народа. И тогда, говоря словами президента Каримова, “народу Узбекистана тоже стало бы лучше”. |