|
Даулет Алтаев 29 октября стало известно, что Пентагон заключил крупную сделку с производителем истребителей пятого поколения F-35 - компанией Lockheed Martin. Речь идет о 478 самолетах на общую сумму более 34 миллиардов долларов (сумма первого контракта около семи миллиардов долларов). К сведению, по состоянию на начало октября 2019 года произвели 435 машин этого типа в различных комплектациях. По словам представителей американского военного ведомства, самолеты партии предназначены как для армии США, так и для стран-союзников, в числе которых значатся Великобритания, Австралия, Израиль, Нидерланды, Япония, Италия, Бельгия, Дания, Корея и Норвегия. В то же время, буквально в середине октября этого года, также представители Пентагона распространили информацию о том, что военное ведомство США не будет принимать решение о крупномасштабном производстве этой боевой машины пятого поколения. Независимые эксперты тогда связывали такое решение с тем, что у самолета все еще остаются некоторые нерешенные технические сложности. Однако, учитывая столь внушительный и уже подписанный контракт, кто-то совершил чудо. Или конструкторы, или маркетологи
Или же представители Пентагона не торопятся с решением начала по-настоящему крупной сборки самолетов (ознаменование старта массового перевооружения США) ввиду высокой стоимости каждой единицы 35-х. Если в открытых источниках изучить планы на приобретение самолетов союзниками, видно, что большую часть упомянутых 478 самолетов предоставят партнерам программы - перечисленным выше странам. То есть основную массу передовых самолетов пока предпочтительнее строить на привлеченные средства. Кстати, сложности с поставками комплектующих для F-35, связанные с напряженными отношениями США и Турции, также не могут работать на снижение цены машины. Известно, что Турция до сих пор производит много деталей для этой машины. “Турция производит 900 комплектующих к F-35 и продолжит делать это до того момента, пока линия производства, за которую отвечает Турция, не будет передана в конце марта 2020 года”, - отметила замминистра обороны США по закупкам и тыловому обеспечению Эллен Лорд. Кому конкретно - не известно. Но уверены: не в одну из тех стран, где наиболее низкая стоимость рабочей силы и высокий уровень лояльности при должном уровне развития технологий.
Представители Пентагона, в частности Эллен Лорд, подтверждают версию о том, что ВВС США пока не торопятся полностью перевооружаться ранними и дорогими экземплярами F-35. И то, что принято решение не торопиться, не может говорить только лишь о новой серии обнаруженных технических проблем с перспективной машиной. В минувший вторник, 29 октября, госпожа Лорд, комментируя крупнейшую сделку, сказала следующее: “Министерство обороны и Lockheed Martin добились огромного прогресса и заключили соглашение о производстве и поставках F-35. Соглашение отражает наше намерение агрессивно снижать стоимость F-35. Предполагается, что с 2022 года производство одного самолета подешевеет почти на 13 процентов, примерно до 80 миллионов долларов в ряде комплектаций”. Здесь все - и торг, и отладка производства. Сегодня, к сведению, объявленная стоимость самой доступной комплектации F-35 около 93 миллионов долларов. И, по всей видимости, будет еще снижение. Ведь если тираж около тысячи машин и более это не считается крупносерийным производством, то, по всей видимости, машине уготована роль F-16 - массового истребителя, который сегодня выпущен тиражом более 4600 штук. Но об этом чуть ниже.
Летающий сплав маркетинга и технологий Вернемся к тому, что сказали ранее представители Пентагона о том, что военное ведомство не будет торопиться с принятием решения о крупносерийном производстве F-35 конкретно в этом году. Мол, вернутся к этому вопросу ориентировочно в 2021 году. Говорит ли подобное решение о том, что американский ВПК готов предоставить союзникам довольно сырые машины в расчете, что “допилит” их постепенно в будущем? Не исключено. Но есть и другой, не менее важный момент. Повторим, определяющим фактором стоимости этого (да и, впрочем, любого другого предмета) истребителя является количество произведенных экземпляров. Поэтому, учитывая, что через Пентагон “прошли” уже более 435 машин и “пройдут” еще 478, и это обязательное условие снижения цены (вновь сделка), F-35 устраивает американских военных лишь по цене намного ниже 80 миллионов долларов за единицу. Фактически союзники помогают ВПК США сделать машину выгоднее. Они же станут и финальным испытательным полигоном. Важно и то, что F-35 принимает участие в реальных боевых действиях в Сирии. Поэтому изменения в конструкцию, в бортовое оборудование и софтверную часть добавляют прямо по ходу производства. Отчего любой контракт на поставку F-35 является еще одним этапом совершенствования модели. Конечно, вещи не сравнимые - военный истребитель и смартфон. Однако маркетинговая стратегия Lockheed Martin очень схожа со стратегией компании Apple. Так, за “яблочным” гигантом давно заметили устойчивую модель поведения - сначала на рынок выпускают базовую, довольно сырую версию, с изначально хорошим “железом” и потенциалом, которую постепенно дорабатывают в ходе глобальной эксплуатации устройства. В конце концов, превращаясь в действительно неплохой продукт. Складывается такое впечатление, что F-35 до сих пор находится в стадии предсерийного образца (в глазах военных США, конечно). И он, несомненно, в будущем займет свою нишу в качестве первого массового и относительно доступного истребителя пятого поколения. Как говорится, лишь бы не было войны. К сведению, первый из “пятых”, F-22, выпустили крайне малым тиражом - около 200 машин. И F-35 уже перешел эту черту. По сути, F-35 готовят роль массовой машины типа F-16, которых, напомним, сейчас произвели более 4,6 тысячи машин. Правда, есть некоторые сложности - чтобы стать по-настоящему массовой машиной в мировом масштабе, F-35 необходимо на несколько голов быть выше того же Су-57 (российской “пятерки”), чтобы оправдать разницу в стоимости перед потенциальным клиентом. Су-57 оценен в 35 миллионов долларов, а это более чем в два раза дешевле еще не достигнутого порога стоимости F-35 в 80 миллионов долларов. К слову, российский образец также проходит процесс обкатки и доработки, однако объемы производства и государственного заказа, к сожалению, не сравнимы. Так, согласно открытым источникам, в ближайшее время (предположительно пять лет) в составе ВКС России окажется не более 15 подобных машин. Это к словам о чуде, которое уже совершили американские маркетологи - успешно создают передовую машину своей армии за счет лояльной части мира. |