|
В Индии комментируют статью из американского журнала о российских Су-57. Американское издание National Interest опубликовало статью своего внештатного эксперта, увлекающегося вооружением различных стран, младшего научного сотрудника Центра национальных интересов и аспиранта Американского университета Марка Эпископоса, который оценивает новейший российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57
Автор ссылается на российские источники и утверждает, что денег у России хватит только на пятнадцать таких машин. Эпископос подчеркивает, что пятнадцати самолетов пятого поколения недостаточно для того, чтобы покрыть все потребности Воздушно-космических сил РФ. В этом утверждении он упомянул Индию. И эта ссылка в американском журнале сразу вызвала повышенный интерес индийских СМИ и военных экспертов страны. Эпископос называет Индию крупным инвестором, который способен оказать финансовую поддержку программе Су-57, причем на десятки лет вперед.
Следует напомнить: индийское руководство уже заявило о том, что страна вынуждена отказаться от кооперации с Россией в деле создания перспективного истребителя FGFA, поскольку у индийской стороны появилось подозрение, что российский истребитель не соответствует самолетам пятого поколения из-за параметров невидимости для радаров и двигателей. На ресурсе Indian Defense News индийский эксперт разъяснил, почему “истребитель Су-57 не нужен не только Индии, но и ни одной стране мира”. - Не с такими двигателями! - говорит автор. - Компоновка этого двигателя такая, что она становится своего рода открытой целью для радара противника. Русские заказывают буквально единицы этих истребителей в 2019 и 2020 годах. Они это делают с той целью, чтобы сохранить костяк команды на производственной линии в надежде найти покупателей. В мае индийское издание Money Control обвинило Россию в принуждении Нью-Дели не только к “бессмысленному расходованию бюджетных средств, но и к фактическому ослаблению обороноспособности страны”. Военный обозреватель Абхиджит Айер-Митра в пространной публикации рассказывает о том, почему не стоит покупать и российскую зенитно-ракетную систему дальнего действия С-400 “Триумф”. Кроме того, комментируя отказ Индии от участия в проекте создания индийской модификации российского истребителя Су-57 (FGFA), обозреватель полагает, что когда самолет наконец сможет летать, он окажется “вчерашним днем” на фоне прогрессирующей мировой, в частности американской, истребительной авиации. Отказ, продолжает автор, “нанес серьезный удар по экономике России”. В связи с чем Москва требует, чтобы Индия компенсировала эти потери покупкой системы С-400, которая, понятно, тоже “никому не нужна”. После чего обозреватель “разоблачает” С-400: да, дальность перехвата воздушных целей впечатляет - 400 километров! Однако это лишь данные из рекламных проспектов. Система показала себя в Сирии не лучшим образом: ни одного самолета не сбила, не перехватила ни одной ракеты, которые запустили с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок США, Великобритании, Израиля и Франции. Автор не говорит о том, что С-400 стоит в Сирии на защите российских баз Хмеймим и Тартус. За пределами авиабазы применение “Триумфа” определяется политическими мотивами. То есть российские комплексы не собирались оборонять иранские базы на сирийской территории, на которые и были направлены упомянутые ракетные удары. Правда, обозреватель Money Control усматривает и некоторую пользу от использования С-400. По его мнению, с ее помощью можно будет протестировать французские истребители “Рафаль”, которые закупает Индия. А именно то, насколько их могут обнаруживать радары С-400, на каком удалении, и велики ли шансы перехвата этих самолетов российскими зенитными ракетами. Это было бы полезно и в связи с тем, что Китай использует в своей системе ПВО именно эти закупленные у России системы. Китай - главный геополитический соперник Индии. Можно сказать, “враг номер два” после Пакистана. Несомненно, у этой публикации была задача. Можно предположить, что в публикации заинтересована американская компания Raytheon, которая производит ЗРК Patriot. А также Lockheed Martin, выпускающая ЗРК THAAD. Кроме того, Индия по сложившейся традиции попытается сбить цену на С-400. Сколь долго может тянуться этот восточный торг, сложно сказать. Например, уже почти два десятка лет идет тендер на закупку 126 средних истребителей. Промежуточный итог - покупка в 2016 году 36 французских “Рафалей”. Пятнадцать лет индийская сторона мотала участникам нервы, требуя скидки, собираясь закрыть тендер, а потом вновь возвращаясь на старые позиции. Сейчас тендер перезапустили, скорее всего, в нем появится еще и американский F/A-18. Причем в условия ввели важное для Индии требование - самолеты должны передаваться с технологиями, чтобы можно было наладить серийное производство в Индии в соответствии с принципом Made in India. Возможно, подобную же карту Индия разыграла и с Су-57. Вместе с тем, говорят, что перед выходом из сделки по FGFA индийская сторона якобы оставила двери открытыми - с намерением купить Су-57, “когда он будет готов и подтвердит свои характеристики”. Нельзя не принимать во внимание, что Китай может оснастить Пакистан своими самолетами пятого поколения раньше, чем ими обзаведется Индия. Если вспомнить, совместная российско-индийская программа по созданию самолета пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) на базе ПАК ФА стартовала в 2007 году. Предполагалось, что Индия получит серийную версию ПАК ФА “как у России, но лучше” и в максимально короткие сроки. В 2007 году потенциальный рынок оценивался почти в тысячу самолетов, двести с лишним из которых должна была купить Индия, столько же Россия. Еще предполагалось найти покупателей на 600 самолетов. Кроме самолетов индийских военных интересовал доступ к самым современным российским технологиям. Россия же была заинтересована в индийских деньгах. Спустя годы в Индии заговорили, что и проект, и самолет слишком дорогие, проект движется медленно, а Россия отказывается делиться наработками. И вообще, может быть, самолет не такой и качественный. Судя по всему, мы опять имеем дело с индийским “маркетинговым” маневром, чтобы вернуться к разговору с намерением серьезно сбить цену. Официального отказа индийцы России не прислали, из программы вышли только на словах. В действительности, скорее всего, лишь заморозили проект, чтобы дождаться принятия Су-57 на вооружение. Индийское руководство и военные не скрывают своих ожиданий по поводу того, когда Россия доведет самолет да полного соответствия пятому поколению. Неделю назад маршал авиации Индии Ракеш Бхадаурия заявил о том, что у ВВС страны “скоро появится собственный многоцелевой истребитель пятого поколения, который будет конкурировать с американскими F-22 и F-35, китайским Chengdu J-20 и российским Су-57. Разработку усовершенствованного истребителя пятого поколения начали и ведут со значительным ускорением. Мы будем использовать свой собственный истребитель-невидимку пятого поколения и никакой иной!”. При этом Индия испытывает серьезнейшие проблемы с военным авиапарком. Пилоты продолжают летать на МиГ-21, разработанном в середине пятидесятых годов. Военные чиновники предпочитают торговаться и вести тендеры с кем бы то ни было. И рекордно долго.
Подготовил Константин Кочевников |