ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Белое пятно геополитики Мир

Мадина Меирманова
Вокруг одного из самых холодных регионов мира - Арктики - в последние годы развернулись горячие споры. Стратегический с геополитической точки зрения регион оказался ко всему прочему еще и богат углеводородами. Это-то и стало камнем в огород политических, географических и геологических страстей, где лидирующие позиции пока занимает Россия. Впрочем, все еще может поменяться

Во времена СССР арктическую территорию поделили по принципу пиццы на пять секторов, основаниями которых служили северные границы арктических государств (СССР, США, Канады, Дании и Норвегии), боковыми гранями - меридианы, а вершиной - Северный полюс. Международными соглашениями признавалось, что все земли и острова, расположенные в пределах каждого сектора, входят в состав территории этих государств. При этом Конвенцией ООН по морскому праву (1982 год) ввели ограничение территории государств по морю зоной, простирающейся на 12 миль от берега, двумя сотнями миль от берега государства - исключительной экономической зоной государства. Эта же конвенция позволяет расширить принадлежащую государству экономическую зону, если будет доказано, что дно за ее пределами является продолжением материка.
Этот пункт и стал точкой преткновения интересов всех стран, когда выяснилось, что Арктика богата не только льдом, но и нефтью с газом: там находится 83 миллиарда тонн условного топлива, из них около 80 процентов - в Баренцевом и Карском морях. При этом очень высока вероятность открытия новых крупных месторождений нефти и газа. Под вопрос сейчас ставят саму идею секторального деления арктических территорий. Пытаются пересмотреть законность того, что лишь арктические страны могут претендовать на эти области. Ставят под сомнение принадлежность тех или иных участков арктического шельфа. И так далее, вплоть до требования предъявить доказательства того, кто был первооткрывателем тех или иных арктических территорий.

 

 

Россия является активным участником этих процессов. В конце 2001 года она подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, заявляя, что восточная часть хребта Ломоносова, подводного горного хребта, простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований. В 2015 году Россия направила в комиссию ООН заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике на 1,2 миллиона квадратных километров для присоединения хребта Ломоносова и других участков морского дна, в том числе котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса. Это позволит прирастить потенциальные запасы углеводородов минимум на пять миллиардов тонн условного топлива.
Только по приблизительным подсчетам запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) оцениваются в 90-100 миллиардов баррелей (причем, по оценкам исследователей, 93 процента арктических углеводородов сосредоточены в десятке крупных месторождений и две трети из них находятся на российской территории). Помимо этого в Арктике есть еще газ, уголь, медно-никелевые руды, олово, редкие металлы и редкоземельные элементы, золото, платиноиды, вольфрам, хром, титан и многое другое, что необходимо сегодня для эффективного развития промышленности и сложных технологий. Например, 97 процентов российского олова находится в Арктике, в том числе на шельфе, огромные прогнозные ресурсы свинца, цинка и серебра - на Южном острове Новой Земли. Исследования, доказывающие, что территории, на которые претендует Москва, являются продолжением российского участка шельфа, завершились летом нынешнего года. Теперь дело за Комиссией ООН.
Москва мало сомневается, что будет вынесено положительное решение.
Однако пока в ООН думают, в борьбу за шельф активно ввязываются соседние страны.
Собственно, тем для спора здесь несколько. Это и геологические запасы, и Северный морской путь - транспортный коридор. По мнению ученых, через 25 лет Северный Ледовитый океан будет в летние месяцы свободен от ледяного покрова. Это позволит добывать там полезные ископаемые, а также осуществлять навигацию по трем маршрутам, связывающим Азию и Европу. Речь идет: о Северо-Восточном проходе, или о Северном морском пути, который идет в основном по российским территориальным и внутренним водам, а также вдоль побережья Норвегии через Баренцево море; о Северо-Западном проходе, который идет через Канадский Арктический архипелаг и вдоль берегов Аляски; о Трансполярном маршруте (Transpolar Route), который проходит через Северный полюс за пределами национальных границ арктических государств.
Так что странам есть за что побороться.
 Канада, учитывая огромные месторождения на своей части шельфа, стремится к их освоению с помощью активно помогающих ей в этом США. Норвегия и Дания также активно осваивают свои территории. Интерес к арктическому региону имеют и южные страны: Китай, Индия, Япония, Республика Корея. Лидирует, разумеется, Китай: инвестиции китайцев в Арктику составили 90 миллиардов долларов, они сотрудничают с Москвой, строят способные работать в Арктике ледоколы, в 2009 году создали исследовательский полярный институт в Европе, а также финансируют научные арктические экспедиции. В 2014 году Китай получил статус наблюдателя в Арктическом совете, и после этого китайцы начали называть свою страну “близким к Арктике государством”.
А вот Штаты кроме инвестиций и политического давления (в том числе через НАТО) активно наращивают свое военно-морское и военно-воздушное присутствие в регионе. Например, на прошлой неделе генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил, что альянс “инвестирует в свои возможности, позволяющие расширить наше присутствие в Арктике за счет кораблей, самолетов, подводных лодок”. “Таким образом мы наращиваем свое присутствие в Арктике”, - сказал Столтенберг. “Да, мы должны там присутствовать, но нам следует одновременно сохранять напряженность на низком уровне и продолжать взаимодействовать с Россией в рамках Арктического совета (государствами - членами Арктического совета являются также Дания, включая Гренландию и Фарерские острова, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. - “НП”)”, - добавил он.
А вот госсекретарь США Майкл Помпео во время выступления в мае высказал крайнее недовольство в связи с планами по соединению Северного морского пути с китайским “Морским шелковым путем”. Он назвал незаконными требования РФ от иностранных судов запрашивать разрешение на прохождение по российскому участку арктической транспортной артерии.
Его возмущение простимулировано финансовыми потерями, которые несут Штаты: коммерческий трафик из Китая по Северному проходу позволяет инвестировать миллиарды долларов в навигационную структуру, в поисково-спасательные службы, а также в создание ледокольного флота. Добавить стоит и перспективу создания Россией трансполярной логистической монополии для доставки сжиженного природного газа, товаров и сырья в Азию и Европу, что грозит удалением игроков с рынка и повышением цен на услуги.
Впрочем, Вашингтон недоволен не только Москвой. Помпео высказал претензии в адрес Канады за стремление взять контроль над Северо-Западным проходом. (Тогда официальный представитель канадского правительства ограничился вежливым замечанием: “Позиции Канады и Соединенных Штатов не совпадают относительно статуса Северо-Западного прохода с точки зрения международного права”.)
Но все же и Штаты, и другие североатлантические государства озабочены не только географическим присутствием России, но и наращиванием Москвой военного присутствия вдоль линии северного морского маршрута: к 2020 году Россия собирается достроить или доукомплектовать в Арктике шесть военных баз и возобновила строительство ледоколов. Причем обоснованием Москвы является “стремление приарктических государств расширить национальные территории за счет континентального шельфа и островов акватории Северного Ледовитого океана”.
Штаты в ответ приступили к наращиванию своего военного присутствия: выделили деньги на строительство стратегического военного порта в Арктике и планируют построить три ледокола.
Пока идут политические баталии вокруг северного пути или шельфа. Экономический кризис и низкая цена углеводородов приостановила практическую реализацию проектов по освоению шельфа, основной акцент сейчас сделан на использование севера как транспортного коридора. Но кризис будет длиться не вечно, а значит, и борьба за Арктику еще только начинается.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение