ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Защита на 100 лет Мир

Марта Рогова
Власти Украины решили открыть туристическую тропу в Чернобыле. Такой оптимизм охватил Киев после завершения строительства нового саркофага над Чернобыльской АЭС - очередного защитного сооружения, призванного ограничить распространение радиации. Проект стоимостью 2,15 миллиарда долларов стал самым дорогостоящим для всех стран Европы и обещает оградить мир от урановых частиц еще сотню лет. Впрочем, обо всем по порядку

В мире было всего две крупные ядерные аварии на атомных станциях - Чернобыль и Фукусима. По масштабам эти катастрофы сильно отличаются. Если на ЧАЭС взорвался один энергоблок (и то из-за человеческого фактора), то на ФАЭС - четыре аварии на трех энергоблоках и одном хранилище отработанного топлива. В Японии до сих пор продолжается процесс ликвидации, ведется строительство (или, скажем так, перестройка) защитной стальной стены, которая уже успела треснуть. И это при том, что, согласно обещаниям, она должна была выдерживать землетрясения и цунами. Власти Японии периодически заявляют о продолжающихся работах и безопасности, но при этом официально увеличили в 2,5 раза максимально допустимую дозу облучения для работников АЭС!
Временной разрыв между авариями 25 лет. Но степень влияния на окружающую среду и последствия, в принципе, одинаковые. Про Чернобыль говорят, что как минимум еще век разрушенный реактор будет представлять угрозу для жизни и здоровья (про Фукусиму предпочитают молчать), а потому защищаться от заряженных частиц предпочитают всем миром.
Первый саркофаг над аварийным энергоблоком ЧАЭС из 400 тысяч кубометров бетонной смеси и 7000 тонн металлоконструкций построили в 1986-1987 годах (за 206 дней). И рассчитан он был лишь на 20 лет, до 2006 года (позднее реконструкция позволила продлить срок его службы еще на 15 лет). Но “Укрытие” (как назывался первый саркофаг) довольно быстро начало дряхлеть: радиация губительно действует на бетон и металлоконструкции. В итоге строение покрылось трещинами, общая площадь которых достигла тысячи квадратных метров.

 

 

О необходимости строительства нового, более совершенного саркофага заговорили уже в середине 90-х, когда стало понятно, что долго “Укрытие” укрывать не сможет. Вопрос был лишь в финансировании. У правительства Украины денег на подобный мегапроект не было, соседи (Беларусь и Россия) тоже не отличались богатством. Поэтому акцент перенесли на густонаселенную Европу, близость ЧАЭС с которой была большим риском для ее жителей.
В 1995 году страны “большой семерки” договорились о выделении средств на строительство и даже создали специальный Фонд Чернобыльского укрытия (ФЧУ), а конкретный план действий появился двумя годами позже. Новая конструкция должна была стать более надежной по сравнению с “Укрытием” и предотвращать распространение радиоактивного излучения и радиоактивных веществ. Причем на долгий срок.
Но договориться - это одно, а реально найти деньги - совсем другое. Если изначально страны договорились о том, что их капвложения позволят завершить строительство нового саркофага уже в 2012 году, то потом проект неоднократно останавливался. Страны-доноры задерживали перечисление взносов то из-за финансового кризиса, то из-за войн на Ближнем Востоке, то перенаправляя деньги на борьбу с Эболой.
По сути, потребовалось еще 10 лет, чтобы превратить слова о “намерениях строить всем миром” в действия. Первоначальное желание развитых стран защититься от радиации вылилось в борьбу за взносы на общее дело.
Для финансирования строительства НБК и других работ образовали Чернобыльский фонд “Укрытие”, управляемый Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Фонд наполнялся за счет периодических или единовременных взносов более чем 40 стран и самого ЕБРР. Например, Канада отдала фонду 12 миллионов долларов, Россия - почти 50. Япония должна была заплатить 10, но авария на Фукусиме изменила ее планы.
 В общем, денег всегда не хватало. Всего нужно было 2,15 миллиарда долларов. Киев, которому содержание дряхлеющего саркофага ежегодно обходится минимум в два процента ВВП, не единожды пытался привлечь внимание стран-доноров, взывая к общемировой угрозе и к данным ранее обещаниям. Еще в 2011 году, в очередную годовщину аварии, созвали специальную международную конференцию (первую, но не единственную), на которой, впрочем, так и не удалось собрать недостающих на тот момент 750 миллионов. Впрочем, тогда страны договорились взять на себя долю Японии, которая вышла из фонда из-за собственных, фукусимских проблем.
К апрелю 2016 года общая сумма взносов в Фонд составляла более 1,4 миллиарда евро. Причем интересная деталь. В том же 2016 году президент Европейского банка реконструкции и развития Сума Чакрабарти сообщил, что “ правительства более 40 стран сделали взносы в чернобыльский фонд, предоставив около семи миллиардов долларов на реализацию проекта”. Куда делись остальные деньги, если проект нового саркофага на ЧАЭС обошелся в 2,15 миллиарда долларов, - большой вопрос. (Для сравнения: межпланетный проект НАСА по исследованию Марса с помощью марсохода “Кьюриосити”, который уже доставлен на эту планету, обошелся в 2,5 миллиарда долларов.)
Возможно, эти средства направятся на содержание объекта. Хотя изначально предполагали, что Украина сама будет платить за обслуживание “конфайнмента”.

 

 

Но вернемся к стройке.
Генеральный подряд на строительство получили две французские компании: VINCI Construction Grand Projects, дочернее предприятие корпорации Vinci, и Bouygues Travaux Publics, одна из компаний промышленной группы Bouygues. Они создали консорциум NOVARKA, который и подписал в 2007 году с Чернобыльской атомной электростанцией контракт на реализацию проекта “Новый саркофаг”. То есть основная масса всех доходов от возведения саркофага отправилась во Францию. Контракт предусматривал проектирование и строительство защитной оболочки в форме арки высотой 105 метров, длиной 150 метров и шириной 260 метров.
Сложность заключалась в том, что строили эту арку частями и вдали от реактора (чтобы обеспечить безопасность рабочих). Затем собирали как конструктор и сдвигали. Этот конфайнмент состоит из 19 подструктур, включая нестандартные мостовые краны (длиной почти в 100 метров, передвигаются они по рельсам на полу и параллельно проложенным рельсам на потолке), многофункциональную систему вентиляции, технологический комплекс с участками дезактивации, фрагментации и упаковки радиоактивных материалов. Сам саркофаг-арка со специальной двойной обшивкой стал крупнейшим передвижным наземным сооружением на момент постройки.
Уникальность конфайнмента не только в том, что в отличие от старого, уже почти разрушенного временем и радиацией саркофага он построен не из бетона. Новая конструкция состоит из новых материалов, базирующихся на изысканиях физиков. Его частицы (кварки и антикварки), согласно теории сильного взаимодействия, тем сильнее притягиваются, чем дальше они друг от друга. То есть теоретически ни трещины, ни разрушения новому саркофагу не страшны.
Кроме того, проектом, как уже было сказано, создан целый технологический комплекс, предусматривающий возможность дезактивации радиоактивных материалов, что позволит (по крайней мере, так надеются ученые) в будущем обезвредить 200 тонн радиоактивного топлива из разрушенного реактора.
Сложности при строительстве новой конструкции возникли еще на подготовительном этапе. Перед началом стройки нужно было решить ряд сложных технических задач. Например, необходимо было демонтировать вентиляционную трубу высотой 150 метров и массой около 350 тонн (она была повреждена при взрыве ЧАЭС и в любой момент могла обрушиться на крышу нынешнего “Укрытия”). Для демонтажа из Италии доставили специальный сверхтяжелый немецкий кран, с помощью которого трубу распилили на шесть фрагментов, демонтировали по частям и захоронили в здании 3-го энергоблока.
Сборка самих арок началась в 2012 году.
Однако споры по финансированию привели к существенной задержке стройки.
В 2012-2013 годах произвели подъемные операции первой половины арки. Окончательно ее собрали лишь к апрелю 2014 года. Вторую половину арки собирали в 2014 году. И в итоге лишь осенью 2016 года две половины арки соединили в единую конструкцию: 224 гидравлических домкрата передвигали обе половины по 60 сантиметров за один цикл.
Планировали, что все работы завершат к концу 2017 года, затем срок передвинулся на 2018-й. И лишь 10 июля 2019 года новый безопасный конфайнмент ввели в эксплуатацию.
Авторы проекта уверены, что он должен обеспечить защиту аварийного блока ЧАЭС лет на 70-100.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение