|
Даулет Алтаев Для одного человека мусор, а для другого сокровище. Некий Дэвид Роуз, рядовой сотрудник сортировочного конвейера мусороперерабатывающего завода, нашел “в куче своих должностных обязанностей” нечто, что сделало его знаменитым. Цилиндр, портсигар, сигару, письма и подписанное фото сэра Уинстона Черчилля. На историю обратило внимание Би-би-си, сделав из этого шоу с привлечением профессионалов-оценщиков и натянутыми завистливыми улыбками вполне обычных подданных королевы. Объявленный ценник может показаться непропорциональным значимости находки - “всего-то” 10 тысяч английских фунтов за столь весомый кусок оригинальной истории. Оригинальность, к слову, подтверждена в эфире. Но здесь важно другое - подогрев интереса и привлечение вполне обычных граждан к некогда доступному только довольно состоятельным гражданам увлечению - вложению средств в антиквариат и предметы искусства
То, что происходит, можно смело считать захватом новых территорий очень развитой в Великобритании отрасли торговли предметами старины и искусства. Так, согласно докладу, составленному по заказу швейцарского банка UBS и международной ярмарки произведений искусства Art Basel, из 200 крупнейших коллекционеров мира в Великобритании базируются 13. Мало? По данным за 2017 год, это является вторым местом в списке. На первом США. Деталировку мы предоставим ниже, ну а пока скажем, что за 2017 год мировой рынок искусства и антиквариата вырос на 12 процентов и достиг 63,7 миллиарда долларов. Конечно, еще недотягивает до докризисных времен (в 2007 году - 66 миллиардов долларов США, а в 2014-м - 68 миллиардов долларов), но все равно очень внушительно. В общем, кризиса жанра вроде не наблюдается, однако популярность движения торговли предметами искусства и старины надо постоянно поддерживать. Тем самым, если учесть, что в деле самая “бродкастинговая” из всех - Би-би-си, становится ясно - программа поддерживается на самом высоком государственном уровне. Кто как не британцы понимают, что “белые” сделки приносят не только хороший персональный доход, но и стабильные отчисления в казну. И уж тем более они понимают, как правильно, простите за этот тон, эксплуатировать чувства увлечения и даже алчности. В смысле способность найти подход к каждому - кому-то предоставить радость владения бесценной для него вещью, а кому-то дать возможность хорошо заработать на увлечении собрата. Плюс государству уделить. Иными словами - дать ощущение качественного, инвестиционного инструмента, или СКВ, что не зависит от настроения рынка ценных бумаг. Но вернемся к основной теме, то есть к находке. Мистер Роуз, как сообщает нам ресурс Daily Mail со ссылкой на Би-би-си, работает на указанном предприятии уже 15 лет. И все это время он находит интересные вещи. Набрал, рассказывает, уже пару контейнеров... Однако эта находка - лучшая за все время работы. Как оказалось, точнее, как установил специалист по антиквариату телепроекта Antiques Roadshow Марк Смит, цилиндр, портсигар, сигара и подписанное политиком фото - это был подарок для повара сэра Уинстона Черчилля. Вместе с этими предметами нашли около 200 писем того самого повара к сыну. Отмечают, что в них содержались интересные подробности из жизни лидера в период войны. Официально вердикт оценщиков таков: “Мистер Роуз нашел много вещей, которых коснулся Уинстон, подписал Уинстон и Уинстон владел”. Ну и по закону формата телешоу Antiques Roadshow, после презентации и разбора всего найденного, под барабанную дробь и напряженное сопение массовки, Марк Смит озвучивает примерную стоимость найденного. Конечно же, фразу “10 тысяч фунтов!” встречают бурными аплодисментами. Естественно, мистер Роуз (и молодая особа, которая буквально сияет от счастья и гордости, что ее попросили примерить цилиндр “самого”), похоже, искренне рад тому, что выбрал и остался верен работе на мусороперерабатывающем предприятии... Для сведения: Antiques Roadshow - британская телевизионная программа, в которой оценщики антиквариата едут в различные регионы Соединенного Королевства, чтобы оценить предметы антиквариата, привезенные местными жителями. Программа берет свое начало еще в 1977 году. То есть уже тогда британцы прививали обществу идею - на качественном “старье” можно неплохо заработать. Как и полагается, стоит взглянуть на комментарии. Они доставляют особое удовольствие. Многие авторы, например, придерживаются того мнения, что мистера Роуза пытаются “надуть” “в прямом эфире”. Мол, это достояние страны, и оно никак не может стоить менее 100 тысяч фунтов! Тем более что письма повара могут быть очень полезны для автобиографов или сценаристов. Некто предложил даже снять фильм, основываясь на этом поводе: “Если есть кино типа “речь Короля” (в нашей локализации “Король говорит!”), то почему бы не сделать фильм “повар Черчилля”?”. Кто-то же пытался уличить Би-би-си в подлоге, разводя теории о том, что у сэра Уинстона был куда больший череп, а, мол, смотрите, этот цилиндр еле налез на голову юной девушке... Ну а кто-то посчитал, что найденное в мусоре достояние было украдено или попало в мусор по ошибке. Тем самым для мистера Роуза уготованы два варианта развития сценария - либо он поделится деньгами от продажи с хозяином, который вот-вот объявится, либо он сядет в тюрьму...
Как бы там ни было - люди смотрят, в теме, проект очень популярен и обсуждаем. А значит, главная цель - популяризация направления, где антиквариат и предметы искусства всегда в цене и не зависят от настроений фондовых рынков, - достигается успешно, целая отрасль исправно приносит доход. К сожалению, Казахстан пока лишен такого удовольствия, следовательно, и дополнительных доходов в бюджет. А ведь люди готовы платить почти за все. Даже, казалось бы, за “хлам” из гаража или сарая. Но это как посмотреть - ведь порой попадаются действительно уникальные вещи. И во многих странах спрос на такой “продукт” создают искусственно. В популяризации этого направления задействованы все ресурсы - начиная с “разрешительных” органов (минимум проволочек с оформлением сделок) и, как мы видим, заканчивая телевидением. Отличная история для шоу - народу доходчиво показывают и рассказывают, как, что и куда лучше продавать. Тут же появляются специально обученные дельцы с оплаченной государственной лицензией, которые могут сами приехать, почистить ваше “хранилище хлама”, а еще и денег отсыпать. А потом перепродать в частную коллекцию или музей. В любом случае государство имеет копеечку с каждой сделки. Это и возможность оставить деньги в стране, и “снять” налоги. Но порой складывается такое впечатление, что наши чиновники не заинтересованы в появлении полноценного, открытого и официального рынка искусства и антиквариата, который мог бы приносить прибыль как духовную, так и материальную. Можно, конечно, связать такое положение дел с лобби нескольких, достаточно крупных по нашим меркам организаций, которые официально живут на продаже антиквариата и предметов искусства... Их мало, они также не заинтересованы в появлении свободы приобретения. И вообще складывается такое ощущение, что кто-то, пользуясь случаем, усугубляет атмосферу закрытости, вынуждая говорить шепотом и с оглядкой. Так, на всякий случай, чтобы цену не снижать. К слову, в Казахстане самые высокие цены на предметы искусства и антиквариат - нынешние порядки убивают всякое желание заниматься столь полезным и увлекательным делом. А еще такое отношение государства приносит массу проблем и криминализирует эту сферу. Честный человек, который готов платить как за предмет, так и налог с его приобретения, буквально вынужден идти на черный рынок. И каждая такая покупка только поощряет черных дельцов. В общем, государство создает такие условия, по которым легче уничтожить, чем сохранить частицу нашей общей истории. В завершении информация из упомянутого доклада “Большая доля мировых продаж (83 процента) приходится на три страны, которые являются крупнейшими рынками произведений искусства. На первом месте стоят США (42 процента стоимости сделок на глобальном рынке), Китай (21 процент) по итогам 2017 года вышел на второе место, оттеснив на третье Великобританию (20 процентов)”. В докладе отмечается, что из 200 крупнейших коллекционеров искусства чуть более половины (101) проживают в США. В Великобритании базируются 13 из этого списка. В Швейцарии - 11. В Германии - 10. В Китае - девять. В странах Ближнего Востока - пять. А в Японии - девять. В России, по данным доклада, проживают двое из 200 ведущих мировых собирателей произведений искусства. К сожалению, имена входящих в список в докладе не приводятся. |