|
Алла Иванилова Казахстан намерен помочь поднять экономику Афганистана. В планах развивать общий бизнес, строить дороги и, возможно, даже участвовать в разработке нефтегазовых месторождений этого государства
Сегодня центральноазиатские страны присматриваются к Афганистану. С одной стороны - это проблемное государство, где бизнесу никто не гарантирует безопасность. С другой - обоюдное сотрудничество открывает немало перспектив. Для товаров это кратчайший путь к Индийскому океану, а также возможность обратного транзита, в том числе через Казахстан. Буквально недавно президент Афганистана открыл транспортный коридор в Индию через иранский порт Чабахар, и первые 570 тонн груза отправили в Мумбаи. И хотя Казахстан и Афганистан разделяют тысячи километров, у двух стран нет общих границ, однако есть совместные соседи - Туркменистан и Узбекистан. Кроме того, наша страна - крупнейший донор Исламской Республики в Центрально-Азиатском регионе. Наша помощь этой стране оценивается в 75 миллионов долларов. Это обучение афганских студентов в казахстанских вузах, доставка продуктов питания, одежды, товаров первой необходимости и строительство инфраструктурных сооружений. Помимо этого Казахстан занимается образованием афганской молодежи. На проект, в рамках которого в казахстанских вузах обучат тысячи специалистов-врачей, выделили 50 миллионов долларов. Его планируют завершить в 2021 году. Еще одна программа Европейского союза, в которой Казахстан принимает участие совместно с Узбекистаном, - образование для женщин Афганистана.
Казахстан заинтересован в дальнейшем торгово-экономическом сотрудничестве, поскольку это откроет доступ на большие рынки стран Южной Азии. Это прежде всего Индия, Пакистан, чей рынок составляет более 1,5 миллиарда человек. К тому же, по оценке Министерства иностранных дел РК, политическое руководство Афганистана и крупные представители местных деловых кругов демонстрируют заинтересованность в дальнейшем развитии торгово-экономических связей с нашей страной. В рамках деятельности в Совете Безопасности ООН Казахстан в качестве председателя санкционного комитета по движению “Талибан” предлагал инновационный подход к решению проблем Афганистана - отказаться от вооруженного силового урегулирования конфликта, а в качестве альтернативы помочь экономически поднять страну. Сегодня основная деятельность многих афганцев - выращивание мака для производства наркотиков. Казахстан же предлагает вместо этого заняться сельским хозяйством, реализовывать совместные проекты в сферах транспорта и логистики. На сегодня наша страна уже участвует в процессе мирного обустройства этого государства. Товарооборот между странами в 2018 году достиг более 520 миллионов долларов. Мы экспортируем пшеничную и пшенично-ржаную муку, природный газ, пшеницу, плоский прокат из нелегированной стали и семена льна. Тем не менее имеется потенциал еще на 24 товарные позиции экспорта. Соответствующую работу проводят и сейчас отрабатывают совместно с приграничными государствами вопрос загрузки терминальных мощностей, чтобы экспортная продукция могла там размещаться. Афганистан - основной рынок сбыта зерна для Казахстана. Туда отправляют 80 процентов зерна и муки. В 2017-2018 годах это основной товар - осуществили поставку двух миллионов тонн пшеницы и зерна. Однако мы теряем этот рынок, поскольку появляются конкуренты. В частности, Узбекистан. Узбекские бизнесмены построили мельницы, где перемалывают недорогое казахстанское зерно и продают афганцам муку. Кроме этого отдельные страны Центральной Азии имеют заградительные таможенные пошлины для товаров из Казахстана. В свою очередь Афганистан хочет торговать с Казахстаном, но расстояние и конкуренты пока мешают продвижению их сельскохозяйственной продукции на отечественном рынке. Между тем одна из перспективных сфер сотрудничества - недропользование. В Афганистане большие объемы нефти (доказанные запасы составляют около 1,6 миллиарда баррелей), меди, бериллия, марганца и олова. Особый интерес для Казахстана представляют три нефтегазовых месторождения. Совместные проекты есть по железнодорожному и автомобильному транспорту. Соответствующие бумаги между министерствами отправлены, и казахстанская сторона ждет ответа от афганских коллег. Также отечественные компании участвуют в строительстве транспортно-инфраструктурных сетей, в том числе железной дороги Север - Юг. Так, одна из компаний выиграла тендер на строительство железнодорожного участка Хаф Герат протяженностью 43 километра в рамках возведения железной дороги, которая свяжет Афганистан и Иран. Кроме того, казахстанская компания “Актюбинский рельсобалочный завод” выиграла конкурс на поставку в Афганистан 350 тысяч тонн рельсов для строительства этой железной дороги. Конечно, сотрудничество с Афганистаном принесет нам немало плюсов и прежде всего откроет новые рынки. Но есть и много минусов. Главный - отсутствие общих границ. В этой связи встает вопрос обеспечения хранения и перевалки нашей продукции. Необходимо договариваться с соседями, строить приграничные терминалы. А они, между прочим, тоже заинтересованы “подружиться” с Афганистаном и поэтому не сильно заинтересованы поддерживать Казахстан. “Афганцы не хотят заключать с нами договор, поскольку три месяца идет мука, за это время меняются и зерно, и цены. И они перестают заключать договоры с нами и работают с узбекскими компаниями”, - отметил на недавнем правительственном часе вице-спикер мажилиса Владимир Божко. Кроме того, никто не может гарантировать безопасность казахстанским бизнесменам, учитывая специфическую ситуацию в этой стране. “Мы тщательно отслеживаем ситуацию, оказываем консалтинг, даем рекомендации казахстанским компаниям, стараемся максимально обеспечить благоприятный режим работы. В то же время безопасность нельзя гарантировать на 100 процентов”, - отметил недавно заместитель министра иностранных дел Ержан Ашикбаев. Это возможно только в случае нахождения долгосрочного решения афганской проблемы.
Астана |