|
Константин Кочевников В российском разгонном блоке на космодроме Куру во Французской Гвиане нашли трещину. Ее обнаружили в корпусе российского разгонного блока “Фрегат”, который 20 февраля должен был вывести на орбиту британские спутники системы OneWeb. Из-за дефекта срок запуска сдвинули на двое суток
|
Это обстоятельство не может не вызывать обеспокоенности, поскольку “Роскосмос” в последнее время очевидно преследует череда неудач. На этот раз речь идет всего лишь о разрыве шва трубопровода подачи гелия в топливные баки. Это вспомогательная система, газ используют для вытеснения топлива при работе двигателей. Но в космической отрасли реакция программы на “любой чих” часто реализована в отключении всего и вся и прекращении полета. Поэтому любая мелочь имеет значение. 7 февраля сотрудникам НПО Лавочкина, которое занимается производством разгонных блоков “Фрегат”, удалось устранить дефект. Обследования места ремонта с помощью рентгена показали полную герметичность сварного шва. “Фрегат” вернули к предстартовой подготовке. В различных источниках мы искали сообщения о реализации космических программ начиная с 2010 года, к которым имеет отношение “Роскосмос”. И отобрали те, которые сопровождались или закончились неудачами. Хотя один из последних наиболее громких инцидентов, в результате которого пришлось прервать пилотируемый полет “Союза”, следует воспринимать как раз как величайшую удачу. Авария “Союза” произошла в октябре 2018 года. На 123-й секунде аварийно отключились двигатели второй ступени ракеты. Космонавт “Роскосмоса” Алексей Овчинин и астронавт НАСА Тайлер Николас Хейг задействовали систему спасения, благодаря которой экипаж совершил аварийную посадку в спускаемой капсуле корабля. Эпизод можно воспринимать как доказательство безопасности российской пилотируемой космонавтики. Несмотря на то, что полет экипажа завершился, едва начавшись, оба летчика, космонавт и астронавт, остались живы и вернулись на землю. Итак, 5 декабря 2010 года ракета-носитель “Протон-М”, которая должна была вывести на орбиту три спутника “Глонасс-М”, после запуска с Байконура отклонилась от курса на восемь градусов. Космический аппарат сошел с траектории и затонул в несудоходном районе Тихого океана. После завершения расследования в “Роскосмосе” пояснили, что спутники вышли на нерасчетную орбиту. Причину сбоя, произошедшую в разгонном блоке, “по горячему следу” установить не сумели. Тогдашний российский президент Дмитрий Медведев поручил главе контрольного управления администрации президента Константину Чуйченко и генпрокурору Юрию Чайке проверить расходование средств на программу ГЛОНАСС и “представить ему предположения об ответственности лиц, причастных к происходящему”. “Детские ошибки”, как назвал произошедшее глава “Роскосмоса” Анатолий Перминов, только по одному неудачному запуску обошлись России в сумму, превышающую 2,5 миллиарда рублей. Весной 2011 года стало известно, что авария произошла из-за использования при сборке спутников микросхем тайваньского производства, которые не предназначены для применения в космической технике! Расследование, которое поручили Генпрокуратуре, выявило, что производитель аппаратов - железногорское “ИСС имени Решетнева” - покупал контрабандные детали у фирм-однодневок. 1 февраля 2011 года неудачей закончился запуск ракеты-носителя “Рокот” с секретным военным спутником “Гео-ИК-2”. Спутник военного назначения не вышел в зону радиовидимости с территории России. Эта история могла бы вообще не выйти за стены специальных ведомств, однако позже космический аппарат удалось обнаружить американцам. Выяснилось, что “Гео-ИК-2” путешествует по эллиптической орбите, а не по круговой, на которой его планировали разместить. Российские военные наладили связь с аппаратом. Однако вывести спутник на расчетную орбиту так и не удалось. Для возвращения аппарата на запланированный курс не хватало топлива. Это сделало невозможным использование спутника по назначению. Изучив ситуацию, эксперты предположили, что причиной отклонения военного спутника с курса могли стать неполадки элементов системы управления носителем и разгонным блоком. 18 августа 2011 года ракете-носителю “Протон-М” не удалось вывести на расчетную орбиту крупнейший российский спутник связи “Экспресс-АМ4” - важный компонент создаваемой в то время системы российского цифрового телевидения для постепенного отказа от аналоговой системы телевещания. По какой-то причине связь с аппаратом потеряли, и он превратился в самостоятельно курсирующий по орбите забитый дорогостоящей аппаратурой металлический контейнер. Но управлять этим вероятнее всего вполне работоспособным оборудованием оказалось невозможно. Как выяснили эксперты “Роскосмоса”, причиной аварии спутника “Экспресс-АМ4” стали ошибки в программе полета разгонного блока “Бриз-М”. Спустя всего пять дней после аварии с “Экспрессом-АМ4”, 24 августа, ракета-носитель “Союз-У” не смогла вывести на орбиту транспортный грузовой космический корабль “Прогресс М-12М”, направлявшийся к Международной космической станции. Причем впервые за более чем 30-летнюю историю использования ракет этого типа запуск закончился неудачей. На 325-й секунде полета произошел сбой в работе двигательной установки ракеты-носителя “Союз-У”, что привело к аварийному отключению двигателя. Через несколько минут связь с кораблем была потеряна - от него перестала поступать телеметрическая информация. Незадолго до потери связи специалисты на земле получили информацию о падении давления в топливном баке ракеты. Обломки корабля упали в Чойском районе Республики Алтай. Причиной нештатной работы двигательной установки (РД-0110) третьей ступени ракеты-носителя стало уменьшение расхода горючего вследствие засорения топливной магистрали. Это и привело к нарушению условий работы двигателя. Система распознала, что параметры работы выходят за штатные пределы, и применила команду “Аварийное выключение двигателя”. 9 ноября все того же “черного” для российской космонавтики 2011 года произошла авария с автоматической межпланетной станцией “Фобос-Грунт”, которая предназначалась для исследования спутника Марса. Она должна была взять с Фобоса образцы грунта и доставить их на Землю. Вместе с АМС “Фобос-Грунт” маршевая двигательная установка должна была доставить на орбиту Марса и китайский микроспутник “Инхо-1”. Но после отделения от ракеты-носителя “Зенит-2ФГ” у аппарата не включились двигатели, и он завис на орбите Земли. В середине января 2011 года обломки станции упали в Тихий океан в 1250 километрах от чилийского острова Веллингтон. 9 января 2012 года тогдашний глава “Роскосмоса” Владимир Поповкин не исключил, что аварии космических аппаратов последнего времени могли стать результатом внешнего (возможно, умышленного) воздействия. Основной причиной в выводах Межведомственной комиссии назвали программный сбой, вызвавший одновременный перезапуск двух работающих каналов бортового вычислительного комплекса вследствие ошибки при программировании. Другой из возможных причин аварии назвали воздействие на оборудование станции тяжелых заряженных частиц. Версию об ошибке программистов подтвердили представители НПО имени Лавочкина в ходе авиакосмического салона МАКС-2013. В одном из анализов они показали, что причиной нештатной ситуации могла стать рассинхронизация на один час между бортовым временем, установленным на энергонезависимых часах станции, и московским временем, по которому рассчитывали часть циклограммы полета. Неудача с “Фобосом” обошлась Роскосмосу примерно в пять миллиардов рублей. В конце декабря 2011 года с космодрома Плесецк в Архангельской области запустили спутник двойного назначения “Меридиан”. Это был пятый запуск космического аппарата “Меридиан” в истории. Но вывести его на орбиту не удалось. На 421-й секунде полета произошел сбой в работе двигателя РД-0124 третьей ступени ракеты-носителя. Обломки ракеты и спутника упали в различных частях Ордынского района Новосибирской области. Один из обломков диаметром около 40 сантиметров, упал на жилой дом в селе Вагайцево, пробил крышу, образовав отверстие диаметром более двух метров. Люди в доме не пострадали. Межведомственная комиссия пришла к выводу, что причиной ЧП “стало преждевременное вскрытие камеры сгорания двигатели третьей ступени”. В августе 2012 года два новейших спутника связи - “Экспресс-МД2” и “Телком-3” - были потеряны в результате неудачного старта ракеты “Протон-М”, которая не смогла вывести их на орбиту. В “Роскосмосе” признали, что теперь аппараты неуправляемы и, по сути, превратились в космический мусор. Ущерб, нанесенный аварией, составил до 6 миллиардов рублей. Причиной аварии, как предполагают, стал сгиб магистрального кабеля подачи топлива. 1 февраля 2013 года произошла авария при запуске ракеты-носителя “Зенит-3SL” проекта “Морской старт” со спутником связи Intelast-27. Сразу после старта у ракеты нештатно отключился двигатель первой ступени. Ракета отклонилась от заданной траектории и упала в Тихий океан. Морская платформа, с которой стартовал “Зенит”, не пострадала. 28 апреля 2015 года с космодрома Байконур ракета “Союз-2.1” стартовала с кораблем “Прогресс М-27М”, который должен было доставить припасы для МКС. Корабль планировали пристыковать к станции, однако за полторы секунды до отделения космического корабля от третьей ступени ракеты связь с ним пропала. К тому же в ходе нештатного разделения с ракетой-носителем корабль получил повреждение. Позже специалисты выяснили, что он неуправляемо вращается. Он оказался на орбите с апогеем на 30 километров выше расчетной, а орбита третьей ступени, наоборот, оказалась занижена. Взять корабль “Прогресс М-27М” под управление не удалось. Вручную корабль со станцией решили не стыковать, и, постепенно снижаясь, он 8 мая сгорел в плотных слоях атмосферы. 16 мая того же года состоялся пуск ракеты “Протон-М” со спутником связи MexSat-1, но, как и ровно год назад, он закончился неудачей. Проблема с рулевыми двигателями третьей ступени ракеты привела к потере космического аппарата. Как следствие, общая доля удачных пусков “Протона-М” снизилась до 88,8 процента (расчетная надежность составляет 87,9 процента). В результате этой аварии пуски “Протонов” приостановили на несколько месяцев, на время работы комиссии. Ясно, что российская космонавтика часто становится ньюсмейкером, в том числе не лучших событий. Следует ли в таком контексте говорить о каком-то диагнозе? Или аварии, сбои, отказы техники были, есть и будут? И в количественном выражении они более заметны хотя бы потому, что Россия производит больше запусков, чем любая другая страна мира? Следует ли трубить о деградации отрасли или это неизбежный процент ошибок, который пока не превышает допустимого коэффициента? Но в этих аварийных процентах явно просматривается постепенное падение контроля за соблюдением технологических процессов. Отсюда примеры использования некондиционных компонентов, ошибки программистов и, вероятно, снижение квалификации рабочих и инженеров. Подобные тенденции замечают, например, в автомобильном машиностроении, когда продукция с дилерского сборочного конвейера отличается от продукции материнской компании. И если на земле это проблемы менеджмента головного офиса, то в авиации и космосе это вопросы не только престижа страны, но и технологического доминирования. На старте космической гонки в 50-е годы прошлого века советские разработчики комической программы еще находились под стимулом идеологии, где материальный фактор не имел большого значения. Но высокой (читай - суровой) была ответственность за аварии, сбои, отставание от сроков. За утечку технологических секретов могли наказать как в рамках военного времени. Но и предателей, видимо, было не так много. В современных реалиях уже можно не опасаться сурового наказания. Даже вредительство можно представить как некомпетентность. Пока российской космической отрасли удается оставаться в авангарде. Но лишь потому, что основной оппонент временно уступил первенство, перенаправив ресурсы в другие перспективные области освоения космоса. К решению текущих задач все активнее подключаются частные компании и авиационные гиганты. Создается конкурентное поле, успешно играть на котором старыми картами просто не получится. |