|
Константин Кочевников У каждого государства должны быть национально-государственные интересы. Интересы одних стран очевидны и внятны, а их удовлетворение не выходит за границы собственных территорий. Интересы стран-тяжеловесов предсказуемо простираются далеко за пределы континентов. На заре своего появления новое российское государство предстало перед западным миром как самый большой осколок великой империи под названием СССР, который всей своей внешней политикой демонстрировал стремление подчиняться новым правилам. Причем правила эти не назовешь симметричными. Впрочем, тогдашнюю российскую власть во главе с Ельциным такое положение вещей вполне устраивало: ведь это был период первоначального накопления капитала, формирования взаимоувязанного с властью олигархата, увода денег и интеллектуальной собственности на Запад
|
Тогда же вице-президент США Альберт Гор говорил в интервью журналистам: “Мы чувствуем, что Борис Ельцин - это лучшая надежда для демократии!” (сказано ровно 25 лет назад, в дни политического кризиса в России, сопровождавшегося вооруженным разгоном митингующих у телецентра Останкино и расстрелом Белого дома в Москве 3-4 октября 1993 года). То есть даже такие чудовищные, по сути, события, в результате которых погибли десятки, а то и сотни совершенно непричастных граждан, в американском Белом доме нашли оправдание и понимание. И вот через несколько лет после того, как президентский пост занял Владимир Путин, западный мир вдруг обнаружил, что Россия больше не намерена мириться с ролью вассала и сырьевого придатка. И что у России таки есть и государственные, и внешнеполитические интересы. Пусть они пока недостаточно внятно артикулированы, но они есть! И они вступают в соперничество, а подчас и в противоборство с интересами вчерашнего гегемона - англо-саксонского мира. Реакция Запада на эту дерзость известна: гибридная война, оружием которой, в глобальном смысле, пока стали экономические и политические санкции, манипуляции с долларом, нацеленные на ослабление национальных валют стран - соперников Запада. Соперников таких немного, но каждый - и по отдельности, и в совокупности, не позволил реализовать идею об однополярном мире. И Россия, как сравнительно новый субъект международных отношений, в этом вопросе, пожалуй, один из самых неудобных (наряду с Китаем, понятно). Геополитическое положение России увязано с географией. После распада СССР в России осталось 17 из 22 миллионов квадратных километров территории. И это по-прежнему самая большая территория на планете. Самые протяженные сухопутные и морские границы. Разнообразная природа, богатейшие недра. Пожалуй, самый лакомый кусок в Евразии и Северном полушарии. Невозможно вообразить во всех подробностях и тонкостях, какие геополитические задачи ставит это положение, чтобы контролировать все пространство и снижать различные риски. Времена “несокрушимой и легендарной” (так называли армию Советского Союза в известной песне), казалось бы, миновали - вместе с развалом самой большой страны в мире. Но и после этого Россия сохранила за собой статус самой большой страны. Поэтому для защиты своих рубежей пришлось армию в буквальном смысле возрождать, а затем и модернизировать, чтобы сделать ее способной отвечать современным вызовам. Одновременно шло формирование союзнических взаимоотношений с армиями стран-партнеров. Но обратимся к истории недалекого прошлого. Со второй половины 80-х годов Советский Союз постепенно утратил контроль сначала над странами соцлагеря, а затем и над союзными республиками. Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных независимых государств. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных торговых портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на черноморском побережье (до 2014 года) - Новороссийский и Туапсинский. На западной границе СССР располагал 25 железнодорожными переходами. У современной же России остался один - из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы оказались на Украине, в Белоруссии и Молдове. Геополитические изменения коснулись и границ России. В составе СССР из 77 административных единиц (краев, областей) только 13 были пограничными. Сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: было восемь, теперь - 16. Ни у одной страны в мире такого числа государств-соседей нет! Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья и Причерноморья вернули Россию к “допетровским временам” - если говорить о ее выходе во внешний европейский мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами. Что вокруг? Со стороны большинства новых геополитических субъектов - стран-республик бывшего СССР - наблюдалось ужесточение позиций, вплоть до территориальных претензий. Формировались противоречия с Украиной, заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия - Приднестровье. В начале 90-х годов на территории бывшего СССР произошло около 180 территориально-этнических споров. В этих условиях вопросы формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности стали приоритетной задачей в области внешней политики. При этом укрепление государственности Украины, Казахстана и Белоруссии, а также экономическая интеграция со стороны России стали поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России. Для России немаловажным является вопрос, будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия. Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. “Тюркский” и “исламский” факторы в условиях ослабления России как геополитического субъекта стали активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные стандарты, в том числе и азербайджанский. В Азербайджане заявляют о транспортировке нефти в Турцию, а через нее - на Запад, в обход России, по так называемому транскавказскому коридору. Эксперты же считают, что товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, Поволжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое.
Россия и расширение НАТО на Восток Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением Североатлантического альянса. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была “незападной”. Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода “санитарный кордон” стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от остальной российской территории эксклав. Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившихся к НАТО, в прошлом составляли плацдарм и буфер, а сейчас - только буфер, то есть слабо милитаризованную зону между Россией и альянсом. В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах Россия сможет, если она будет опираться не на “геополитический императив”, реанимируя свои имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.
Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, в Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве сверхдержавы сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в группу лидирующих стран: сейчас по этому показателю он делит второе-третье места с Японией. А по прогнозам - через 20 лет Китай переместится на первое место в мире, США опустятся на второе место, за ними будут следовать Япония, Индия и Индонезия. И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный в XXI веке, геополитический статус России как мировой державы определится в первую очередь основными показателями экономической динамики. На протяжении всей своей истории Россия была серьезным геополитическим субъектом. И задача, которую она должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене и, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.
Современная доктрина внешней политики РФ Главная стратегическая цель внешней политики самостоятельной России - возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи направлены разработанные правительством Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации. Одними из особенностей этой концепции являются отсутствие идеологических установок или политических пристрастий к методам насилия, поворот к национальным интересам страны и ее гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства. К основным положениям следует отнести: обеспечение процессов формирования государственности России и защиту ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которых ей было бы обеспечено достойное место. В складывающейся системе международных отношений Российская Федерация, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР.
Партнерство против терроризма До недавнего времени события 11 сентября 2001 года можно было оценивать как поворотные во внешней политике России и ее отношениях с США. Крупнейший в истории террористический акт на время запустил вектор сближения России со странами НАТО и, в частности, с Соединенными Штатами Америки. В условиях сглаживания противоречий между Россией и странами Запада президенты России и США выступили с инициативой проведения демонтажа ядерных арсеналов своих стран. Выяснилось, что американцы согласны урезать свой арсенал до 1700 - 2200 боеголовок, а россияне - до 1500. Эту концепцию разоружения и приняли за основу для дальнейших переговоров. Как продолжение этой политики - решение ликвидировать две военные базы на Кубе и во Вьетнаме, принятое правительством России в октябре 2001 года. В ноябре британский премьер Тони Блэр разослал руководителям всех 19 стран - членов НАТО, генеральному секретарю альянса Д. Робертсону и российскому президенту В. Путину послание, в котором предложил провести радикальную реформу руководящих органов НАТО. По его замыслу, “Россию следует форсированными темпами привлечь к принятию политических решений в рамках Североатлантического альянса, поскольку после событий 11 сентября она фактически уже вошла в западную коалицию”. Как следствие, по согласованию с Россией Узбекистан предоставил США свои аэродромы для гуманитарных миссий, а Таджикистан - для нанесения авиационных ударов по Афганистану. Российские военные специалисты передали в Пентагон пакет разведывательных и других данных по Афганистану для борьбы с талибами. Подписали Декларацию о новых стратегических взаимоотношениях между Россией и США. Приняли совместное заявление об антитеррористическом сотрудничестве двух стран и создали рабочую группу по борьбе с терроризмом. В ходе визита американского президента Дж. Буша даже решили начать энергетический диалог, предусматривающий значительное расширение экспорта российской нефти в США и участие американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России. Но партнерство это постепенно ограничилось уровнем деклараций, когда западный мир во главе с США обнаружил, что Россия не только заявила о своих экономических и геополитических интересах, но и имеет реальные силы их отстаивать. Вооруженное и политическое присутствие на Ближнем Востоке, формирование новых коалиционных связей, стремление к расширению доли на энергетическом рынке Европы, активное несогласие с проводимой политикой США в отношении Украины вновь разобщили вчерашних “партнеров”. С Россией заговорили языком санкций. Под санкции попали и другие страны, в том числе Китай, поскольку пошел на сделку по приобретению российских средств ПВО. Нечто подобное, вероятно, сейчас нависло и над Индией, подписавшей контракт на поставку С-400. США теряют рынки сбыта, Россия приобретает новых партнеров или возрождает отношения с теми странами, которые были дружественными по отношению с СССР.
Будущее - в океане Российские запасы полезных ископаемых в Арктике оценили в 22 триллиона долларов - сумму, сопоставимую с государственным долгом США. Такие данные приводит на этой неделе британское издание Daily Star. По оценкам экспертов, арктические недра содержат около десяти миллиардов тонн нефти (почти 83 миллиарда баррелей) и примерно 1550 триллионов кубометров природного газа. Помимо углеводородов Арктика богата платиновыми и редкоземельными металлами, медно-никелевыми рудами, танталом, ниобием, золотом и алмазами. Есть и дефицитные для страны руды. А в ближайшие годы Арктика станет важнейшим регионом планеты, где будут добывать большую часть углеводородов. Отмечают, что разработкой арктических месторождений займется “Росатом” - единственный в мире, заметим, владелец атомного ледокольного флота. Дальше - больше. В свое время на Западе широкое распространение получил тезис о том, что СССР проиграл “холодную войну”. Россия, как правопреемник СССР, должна бы покорно отойти на вторые роли - как “побежденная держава”, не имеющая равноправного статуса в международных делах. Но, несмотря на определенное отставание, Россия по-прежнему остается “слишком большой” и потенциально “слишком сильной”. Главной задачей внешней политики самостоятельной России является возрождение и укрепление ее международных позиций. Внешнеполитическая концепция нацелена на формирование вокруг себя необходимого общегосударственного консенсуса, что поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Она имеет многовековые историю, культуру, православную веру. В историческом пространстве это значительный вклад в мировую цивилизацию. Положение региональной державы с ограниченными международными интересами, какой предпочитают видеть ее на Западе, Россию не устраивает.
|