ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Странная китайская дорога Мир

Дмитрий Верхотуров
Многие китайские проекты в Центральной Азии привлекают пристальное внимание не только деловых кругов, но и политических наблюдателей - всегда ли Пекин преследует чисто экономические цели, инициируя те или иные начинания?

На этой неделе мировые СМИ вновь напомнили о том, что Китай планирует построить новый маршрут, по сути дублирующий уже имеющиеся, при этом более дорогостоящий и геополитически рискованный. Речь о проекте “Китай - Кыргызстан - Узбекистан”. На вопрос о его целесообразности в КНР говорят о планах диверсификации евразийских маршрутов и намерениях помочь центральноазиатским республикам с инфраструктурой.
Но если все это так, то почему дорогу до сих пор не начали строить?
При этом авторы публикаций напоминают, что проекту, который призван соединить китайские железные дороги с Кыргызстаном, Узбекистаном и далее через Афганистан, Иран и Турцию с Европой, скоро исполнится четверть века. В разные годы его актуальность росла, потом вновь угасала, он то становился главной темой политических кампаний в вышеупомянутых центральноазиатских республиках, то там же - объектом массовой общественной критики.
За это время и в Китае, и в Кыргызстане, и в Узбекистане под проект написали больше десятка технико-экономических обоснований. Идею рассматривали на самых разных уровнях, но все тщетно. Ни одного километра дороги так и не построили. Мешали споры потенциальных участников проекта. То по поводу суммы расходов, то по поводу маршрута, то по поводу целесообразности. Причем сомнения были у всех, кроме Пекина. Там идею всегда поддерживали и пытались всячески форсировать.

 

 

В конце прошлого года многострадальный проект начал обретать реальные очертания. Представители трех стран встретились, поговорили и даже озвучили примерные сроки строительства. Но дальше слов пока не продвинулись, несмотря на явную настойчивость Китая, которая у некоторых экспертов вызывает настороженность. Небезосновательную.
Зачем КНР новый маршрут, когда уже есть транспортные артерии, связывающие Китай с Европой? Речь о Транссибе и коридорах, которые идут через Монголию и Казахстан. Тем более что предварительная стоимость нового проекта через Кыргызстан и Узбекистан - больше двух миллиардов долларов. Если говорить о Кыргызстане, то это треть всего ВВП республики. Понятно, что страна не может позволить себе такие расходы.
Китай готов дать денег, но только в кредит, да еще с условием, что Кыргызстан предоставит Пекину доступ к своим природным месторождениям. Именно поэтому согласно первому варианту проекта дороги, разработанному в КНР, она должна была пролегать через Торугарт, джайлоо Арпа, Узгенский и Кара-Сууйский районы. То есть на значительном расстоянии от населенных пунктов, но зато достаточно близко к месторождениям драгоценных металлов. И это во многом объясняет настойчивость Пекина в вопросе.
Власти КНР не испугало даже то, что по новому пути пришлось бы строить 95 мостов и 48 тоннелей. И это на протяжении всех 268 километров дорог. То есть по одному тоннелю или мосту на каждые два километра. Плюс смена колесных пар, так как в Китае и Кыргызстане разная ширина колеи. И все это только на кыргызском участке дороги.
В целом по всей протяженности нового маршрута от Китая до Европы составам пришлось бы пересекать восемь государственных границ, дважды менять колесные пары и проходить две паромные переправы в Турции.
Но Китай готов преодолеть все сложности. И это стремление легко объяснить. Кыргызстан и Узбекистан для Пекина в этом случае не столько транзитные страны, сколько объекты инфраструктурной экспансии, а сама железная дорога - ее инструмент, открывающий новые территории геополитического влияния вместе с доступом к месторождениям, дающий рынки сбыта и рабочие места (по практике участия КНР в зарубежных проектах, все они реализуются исключительно силами работников из Поднебесной).
Показательным примером такой экспансии можно назвать Шри-Ланку. Страна взяла в кредит у Поднебесной крупную сумму для строительства нового порта, но, не сумев расплатиться вовремя, была вынуждена отдать его в распоряжение КНР на 99 лет.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение