|
Мадина Меирманова Вашингтон поставил ультиматум всем странам, торгующим с Ираном. Администрацию Трампа не волнуют ни решения международных организаций, ни безопасность его союзников. Подобная политика, быть может, и переутверждает роль Вашингтона как мирового доминанта, но дискредитирует условия игры в международной торговле
На днях госсекретарь США Майк Помпео подтвердил, что Вашингтон “работает” со странами - импортерами иранской нефти, чтобы вынудить их отказаться от закупок сырья у Исламской республики. “В центре этой кампании - возобновление санкций против банковского и энергетического секторов Ирана. Как мы говорили последние несколько недель, наша цель в том, чтобы работать со странами - импортерами иранской нефти и снизить этот импорт до нуля, насколько это возможно, до 4 ноября”, - заявил Помпео, выступая в Фонде Рональда Рейгана в Калифорнии. В конце июня представитель Госдепа заявил, что Америка не только не планирует делать какие-либо исключения или поблажки, но даже готова пойти на санкционные “наказания” третьих стран, которые продолжат поддерживать деловые контакты с Ираном. Причем речь идет даже о ближайших союзниках США - странах ЕС. В конце прошлой недели стало известно, что Штаты официально отказали ЕС во введении отдельных изъятий из режима санкций против Ирана в отношении сделок в сфере финансов, энергетики и здравоохранения. Ранее Франция, Великобритания и Германия обратились к американской администрации с просьбой исключить европейские компании из-под действия вторичных санкций.
“Как близкие союзники мы ожидаем, что экстерриториальные действия вторичных санкций США не будут распространяться на европейские компании и физические лица и что Соединенные Штаты будут уважать наше политическое решение и добросовестность субъектов экономической деятельности на территории ЕС”, - говорилось в письме министров финансов и иностранных дел ФРГ, Франции и Великобритании, подписанном также главой европейской дипломатии Федерикой Могерини. Европейцы “давили” также на вопросы безопасности, заявляя, что-де отказ американцев от иранской сделки и требование “присоединиться” к санкциям остальным странам идет “вразрез с интересами европейской безопасности”. Ультиматум США устанавливает срок для европейских компаний до 6 августа. К этому дню они должны прекратить долларовые транзакции с иранскими компаниями и инвестиции в иранскую автомобильную промышленность. Сотрудничество с Ираном в энергетической сфере, включая покупку тегеранской нефти, необходимо прекратить в срок до 4 ноября. Некоторые компании, например Total и Peugeot, уже заявили о своих планах приостановить деятельность в Иране. Но бОльшая часть все еще в раздумьях. Совсем недавно в совместном заявлении Пекина и Брюсселя по итогам 20-го саммита Китай - ЕС Европейский союз и Пекин заявили, что “приветствуют тот факт, что МАГАТЭ подтвердило выполнение Ираном своих обязательств по ядерной сделке”. В документе сказано, что ЕС и Китай “подтверждают приверженность полному и эффективному выполнению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД)”. Тем не менее после отказа Вашингтона на прошлой неделе делать послабления для европейских компаний, торгующих с Ираном, сохранить “ядерную сделку” Брюсселю становится все труднее и труднее. Даже заручившись поддержкой Пекина в этом вопросе. Интересно другое. США готовы пойти на “смягчение” для ряда стран, если они согласятся с американскими требованиями об отказе импорта иранской нефти, но просто не успеют свернуть все контракты до установленного дедлайна (4 ноября). “Мы хотим сократить импорт нефти из Ирана до нуля, но в некоторых случаях, когда люди не могут это сделать за один день, мы рассмотрим исключения”, - заявил глава Минфина США Стивен Мнучин. Речь идет в первую очередь об Индии и Турции, которые пока не определились со своими позициями относительно американских требований. Но заявили, что не готовы в одночасье отказаться от иранской нефти. Пекин де-юре пока тоже не озвучил свою позицию. Но Белый дом очень надеется, что в Поднебесной “пойдут Америке навстречу”. Китай, один из главных клиентов Тегерана, импортировал около 27 процентов от суммарных отгрузок из ближневосточной страны (Иран является третьим по величине производителем в ОПЕК, экспортировав в мае около 2,7 миллиона баррелей в день). Если КНР продолжит иранский импорт и после ноября, становясь фактически единственным покупателем, то это нарушит баланс не только взаимоотношений двух стран, но и создаст рычаги давления Пекина как на иранскую экономику, так и на региональную политику на Ближнем Востоке в целом. На втором месте по объему иранского импорта - Индия (16 процентов), далее следуют Южная Корея (10 процентов), Турция (10 процентов) и Япония (семь процентов). Токио уже сообщил, что намерен отказаться от иранского импорта к октябрю, и сегодня Япония активно ищет альтернативных поставщиков из Саудовской Аравии и ОАЭ. Южная Корея, в свою очередь, сообщила, что покончит с импортом иранской нефти до конца июля. Анкара еще думает. Отказ от сделки с Тегераном, по мнению экспертов, приведет к росту поставок в Турцию российской нефти. Так, если в прошлом году почти половина импорта сырой нефти приходилась на Иран, то теперь, как полагают, именно Россия станет поставщиком более 60 процентов черного золота. И это при том, что российская энергетика уже достаточно сильно представлена в Турции: страна импортирует большую часть потребляемого газа из РФ, а оператором строящейся АЭС в Аккую является российская госкорпорация “Росатом”. Анкара понимает перспективы подобной зависимости, а потому осторожно заявляет, что “решение, принятое США, ни к чему Турцию не обязывает”. Турецкий министр экономики Нихат Зейбекчи заявил, его страна будет учитывать интересы Америки, но не забудет и об интересах собственных. Тем временем иранский министр нефти Биджан Зангане в интервью CNN обвинил Трампа в дестабилизации рынка нефти, заявив, что действия американского президента служат интересам зависимых от нефти экономик, включая Саудовскую Аравию. Впрочем, меньше всего Дональд Трамп заботится о саудитах. Его, нацеленного на рост американской экономики, гораздо больше интересует возможность активизации структурных реформ в собственной нефтяной отрасли. А высокие цены на нефть - гарантия долгосрочного развития американского Пермского нефтеносного бассейна с его запасами сланцевой нефти.
Астана |