|
Ботагоз Сейдахметова
В США начались так называемые праймериз - предварительные президентские выборы. Впрочем, американцы применяют для них еще одно короткое слово индейского происхождения - “кокас”, или выборы вождя. Точнее и не скажешь.
Прелесть и интрига нынешней кампании состоит, на мой взгляд, в том, что на этот раз может быть-таки нарушено неписанное американское правило о том, что президентом страны никогда не станут еврей, женщина или черный. Ведь наиболее яркими фигурами нынешней кампании стали именно женщина - сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон, и черный - сенатор от Иллинойса Барак Обама.
Никогда не говори никогда
И если за последние два-четыре года к мысли о том, что следующим американским президентом вполне может стать женщина (а именно жена бывшего президента Билла Клинтона - Хиллари) мы уже привыкли, то черные президенты США присутствуют пока только в голливудском кино. А вот Барак Обама, самый молодой из кандидатов в президенты, имеющий кенийские корни со стороны матери, может стать первым в истории США некиношным черным президентом. Его победа в “белом” штате Айова лишь подтверждает это предположение.
Кстати, оба соперника - представители демократической партии. У республиканцев лидирует сенатор Джон Маккейн.
Больше всего в американской выборной системе меня привлекает зрелищность, за которой стоит вовлечение в игру всех граждан страны. Для, по сути, патриархальной и большей частью провинциальной страны, избирательная кампания - своего рода развлечение и возможность для американского обывателя поиграть в большую политику.
|
Соперники-демократы |
Впрочем, это зрелище не только для этой страны, но и для всего мира. Наблюдать за ходом праймериз в США - дело забавное и полезное одновременно.
Пожалуй, ни в одной стране мира предвыборная кампания не проходит так весело и с таким размахом. Элементы шоу всему действу придает тот факт, что стороны противостояния могут использовать все возможные средства для победы - от рекламных роликов с участием известных и популярных персон до жестких методов черного пиара.
Между прочим, история выборов-2008 уже оснащена скандалом с использованием черного пиара в демократической партии. Сотрудник пиар-кампании, работающей на кандидата в президенты Барака Обаму, изготовил и вывесил в Интернете видеоролик, в котором главный конкурент Обамы - Хиллари Клинтон - была выставлена в весьма невыгодном свете. Говорят, что этого грязного пиарщика уже уволили с работы.
Вообще, самое нелогичное (но только с точки зрения непосвященных) это то, что борьба фактически идет внутри партий за право представлять свою партию уже на финишной прямой, когда соперников остается два - по одному от каждой из двух главных партий США.
Повторю еще раз, что сейчас идет борьба за выдвижение единого кандидата от Демократической и Республиканской партий. Весьма и весьма нешуточная борьба между кандидатами от Демократической партии и, соответственно, между кандидатами от Республиканской партии. И это очень важный момент, который лично для меня дает возможность еще раз понять, что значили слова одного из американских политологов, который говорил мне, что в США-де существует столько же республиканских и демократических партий, сколько штатов. И вот вам подтверждение его правоты!
Что еще характерно для избирательной кампании 2008 года? Прежде всего, активность политиков, которые собирались баллотироваться в кандидаты от партий, началась на этот раз не за год, а аж за два года до выборов.
Во-вторых, надо напомнить, что нынешний глава Белого дома Джордж Буш-младший уже не имеет права баллотироваться на следующий президентский срок. Кроме того, вице-президент, который, по закону, мог бы иметь наибольшие шансы на победу, Ди Чейни объявил о завершении политической карьеры.
В-третьих, впервые кандидаты от демократов и республиканцев отказались от казенных денег на свои избирательные кампании, дабы не ограничивать себя размером бюджета.
По оценке аналитических компаний, четвертая особенность нынешней кампании состоит в том, что политики-соперники не имеют возможности неторопливо и осторожно сформировать свои избирательные штабы. В частности, написать программные тексты. А это значит, что им приходится ориентироваться по ходу действия. Очень экстремально, ведь многие заявления кандидатов отражают их отношение к внешнеполитическим событиям. Кстати, в одном из своих выступлений Барак Обама обвинил Хиллари Клинтон в непоследовательности - мол, сначала она выступала “за” введение американских войск в Ирак, а теперь говорит о выводе. А я-то, наивная, думала, что демократы едины в вопросах внешней политики, и уж в вопросе Ирака тем более.
Кстати, об Ираке. Пока никто из кандидатов не предложил более или менее конкретной программы по решению иракской проблемы, ограничиваясь лишь тем, выведут они американских солдат из зоны конфликта или будут продолжать “устанавливать демократию” в Ираке. Читай: пока только обещания. Впрочем, кандидатом от Демократической партии немного легче, ведь вина и ответственность за иракский кризис целиком лежат на плечах республиканцев.
Как вы думаете, что об этом думают американские избиратели? Мне в связи с американскими выборами вспомнилась популярная там шутка: Америка - страна демократическая, но чаще всего ею почему-то правят республиканцы. Вот такая меткая игра слов. Но, может, на этот раз хозяином (или хозяйкой) Белого дома станет кандидат от Демократической партии?
Аналитики компании Pew Research Center считают, что на избирательные перспективы республиканцев негативно повлиял не только Ирак и его проблемы для американцев. По их оценке, в отличие от середины 1990-х годов, когда произошло последнее усиление Республиканской партии, все меньше американцев поддерживают “традиционные” ценности и выделяют особое значение религии. Именно консерваторы от домостроя и верующие люди традиционно составляли костяк республиканских избирателей.
Кроме того, согласно опросам общественного мнения, американские избиратели традиционно считают, что демократы лучше, чем республиканцы, решают социальные проблемы. А для нынешних избирателей социальная тема имеет особое значение.
В последние годы заметно выросло число американцев, уверенных в том, что “бедные становятся беднее, а богатые - богаче”. И Хиллари Клинтон сумела использовать этот фактор. В своей речи перед избирателями штата Нью-Гемпшир она сказала, что президент Буш больше заботился о доходах нефтяных компаний, и она обещает, что в отличие от него займется проблемами простого народа. Да, призывы к сокращению имущественного неравенства всегда использовались в кампаниях демократических политиков... еще до революции 1917 года.
Опросы общественного мнения также показывают, что за последние пять лет заметно уменьшилось число американцев, считающих, что основа основ безопасности страны - мощные Вооруженные силы. Как правило, республиканцы всегда стремились к увеличению военных бюджетов. Согласно данным службы Gallup, после терактов 11 сентября 2001 года доверие к военной силе выражали более 74 процентов (понятно, почему!) американцев. Сегодня же такого мнения придерживается чуть более половины из числа опрошенных.
Что ж, можно прогнозировать победу демократического кандидата на выборах-2008? Не стоит торопиться. Вся интрига еще впереди. Шоу продолжается, ведь кандидатам предстоит проехать по всей обширной территории США в течение всего этого года. Одно можно сказать с уверенностью в сто процентов - скучно не будет. |