Тегеран начинает свое новое дипломатическое наступление. На этой неделе в ходе своего выступления в нью-йоркском Совете по международным отношениям министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф заявил, что эпоха влияния сторонних сил в регионе прошла и отношениям между государствами нужно искать другую формулу
При этом министр предложил создать новый переговорный формат, чтобы предотвратить “дефицит диалога” в Персидском заливе и отказаться от “парадигмы вражды”. “Я говорю о регионе, - заявил глава иранской дипломатии, текст выступления которого приводит агентство IRNA. - Ни Иран, ни Саудовская Аравия не могут быть гегемонами. Это факт. И нам необходимо осознать и оценить этот факт”. По мнению Зарифа, регион пережил много потрясений, и он нуждается в переменах. Одно из возможных изменений - создание нового переговорного формата, который бы сгладил углы в отношениях стран Персидского залива, значительно обострившихся после прихода президента США Дональда Трампа к власти. Зариф считает, что договориться государствам поможет иранская инициатива - так называемый Форум регионального диалога, который, как отметил глава иранской дипломатии, должен включить в себя страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), а также Иран, Ирак и, возможно, даже Йемен. Для создания подобного переговорного формата, уверен иранский министр, есть основа. ООН могла бы выступить в качестве гаранта, заявил он, сославшись на седьмую главу Устава организации, где говорится о необходимости “развивать дружественные отношения между нациями”. “Существуют различия между странами по размеру и мощи, и эти различия всегда будут приводить к тревогам, - заявил Зариф. - Это касается не только Ирана - просто спросите Катар. Именно поэтому проблему этого дисбаланса нужно решить так или иначе”.
Глава иранской дипломатии посетовал, что главной целью двухнедельного визита, который совершил в США наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Сальман, был сигнал, что Иран является “экзистенциальной угрозой”. “Мы слишком привыкли к этой парадигме вражды, парадигме изгнания”, - заявил глава дипломатического ведомства Ирана. По словам Зарифа, на Ближнем Востоке наблюдается проблема дефицита диалога и доверия. “В связи с этим мы можем начать переговоры и работу над мерами по укреплению доверия, - полагает иранский министр. - Меры по укреплению доверия могут предполагать создание совместных целевых групп по разным вопросам - начиная от ядерной безопасности, потому что, как вы знаете, прибрежные государства Персидского залива вскоре станут хозяевами растущего числа ядерных реакторов, и заканчивая туризмом, культурным обменом, расширением прав и возможностей женщин, демократическими процессами, какими бы чуждыми они ни казались для некоторых”. Зариф выразил уверенность, что пришло время сделать Ближний Восток сильным, а не пытаться стать сильнейшими на Ближнем Востоке. “Попытками стать сильнейшими в регионе и подвергнуть других изгнанию нам удалось уничтожить регион”, - заключил министр. В экспертной среде полагают: рано или поздно Тегеран должен был выдвинуть дипломатические инициативы для нормализации отношений со своими соседями - находиться с ними в острой конфронтации ему становится все тяжелее. Для этой страны ситуация гораздо хуже, чем для Саудовской Аравии, несмотря на его успехи по расширению своего влияния в Ираке, Сирии и Ливане. Считается, что у Ирана слишком узкая экономическая платформа, чтобы все удерживать на собственных плечах. В один прекрасный день это может рухнуть. И теперь Тегеран хочет как бы легализовать свое присутствие, закрепить и разделить сферы влияния в некоторых странах региона. Однако есть проблема - это “Хезболла” в Ливане и Сирия. И пока эти проблемы не решены, инициатива Тегерана может повиснуть в воздухе. Конечно, на нее могут дать согласие страны Персидского залива, но перед Ираном поставят условие, чтобы он вывел свой контингент из Сирии и прекратил поддержку “Хезболлы”.
Саджад Тайери, журналист |