За время своего служения Алексию Второму пришлось нести сразу четыре “креста” - объединителя, примирителя, идеолога и дипломата, пишут российские “Итоги”
Еще 4 декабря Святейший правил службу в Успенском соборе Кремля. А на следующее утро его не стало...
Исследователям еще предстоит осмыслить и написать историю его правления. Но уже сейчас понятно, что на долю Святейшего выпала символическая миссия. По сути, именно Алексию II пришлось поднимать тот тяжкий посох, который в свое время выпал из рук святителя Тихона - первого русского патриарха, интронизированного на волне революции 1917 года. А ведь служение Алексия II тоже пришлось на революционную эпоху.
Судите сами: в июне 1990 года на еще молодого (по церковным меркам) митрополита Ленинградского и Новгородского, окормлявшего и Таллинскую епархию, возложили патриаршие регалии, а уже в августе 1991-го подоспел ГКЧП. Спустя несколько месяцев идет ко дну гигантский ковчег под названием СССР. А следом - “черный октябрь” 93-го, когда Святейшему пришлось выступить в роли парламентера...
Все эти тектонические события, которые Владимир Путин назвал “геополитической катастрофой”, наложили характерный отпечаток на патриарший стиль Алексия II. По сути, Святейшему за время его служения пришлось нести сразу четыре “креста” - объединителя, примирителя, идеолога и дипломата. Что ему, бесспорно, удалось.
Пожалуй, одна из главных исторических заслуг Алексия II - это восстановление единства РПЦ и Русской православной церкви за границей. Если бы лет восемь тому назад кто-то сказал, что такое возможно, его бы высмеяли сами же иерархи. Но факт остается фактом: 17 мая 2007 года Алексий II и глава РПЦЗ митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении. Но самое главное, что механизм этот заработал - буквально за несколько дней до своей кончины Святейший причащал зарубежных верующих в самом центре Мюнхена. Кадры телетрансляции навсегда запечатлели счастливые глаза патриарха.
Другая важная заслуга Алексия II - восстановление мощи и влияния РПЦ не только в России, но и практически на всех ее канонических территориях. Ведь не далее как летом этого года, когда в Киеве с помпой праздновалась очередная годовщина Крещения Руси, Алексию II удалось удержать Украину от ухода под омофор Константинопольского патриархата.
В церковных кулуарах рассказывают, что врачи категорически отговаривали Святейшего от тяжелой “украинской командировки”. Однако патриарх жестко настоял на поездке, считая, что его отсутствие будет расценено как молчаливое согласие на отделение Украины от РПЦ. Как рассказывают очевидцы, когда на церемонии появился величественный Алексий II во всем блеске архипастырского облачения, Константинопольский патриарх Варфоломей I сразу как-то сник, и вопрос о церковной юрисдикции Украины поднимать не решился. Говорят, эта поездка окончательно подкосила здоровье Святейшего - во время одной из праздничных служб он почувствовал себя совсем худо...
Но главная заслуга почившего патриарха даже не в этом. Алексию II удалось тонко уловить современное звучание евангельской заповеди “Богу - богово, а кесарю - кесарево”. Святейший cумел с блеском пройти между Сциллой и Харибдой - не поступаясь ни на йоту церковными интересами, но и не впадая в “грех” низкопоклонства пред властями предержащими.
С одной стороны, патриарх являлся своего рода “членом правительства”, восседая на равных рядом с президентом, премьером и министрами. Но при этом вряд ли кто осмелился бы утверждать, что руководит патриархом. Святейшему удалось долгое время пребывать рядом с властью, не припадая к ней. Великое искушение! Но результат очевиден - за последние годы Московскому патриархату удалось вернуть себе значительную часть той собственности, которой церковь обладала до революции. Не только вернуть, но и восстановить...
Был ли Алексий II великим реформатором? Конечно же, нет - его миссия была иной. В истории церкви он останется как патриарх объединявший и приумножавший. |