|
Станет ли Афганистан очередным центром террористической экспансии после уничтожения пресловутого “Исламского государства” (ДАИШ)? Этот вопрос в последнее время стал весьма актуальным и обсуждаемым, особенно в силовых структурах стран, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
На этой неделе Министерство обороны России начало проверку 201-й российской военной базы (РВБ), дислоцированной в Таджикистане. Как сообщили в военном ведомстве, недавно назначенный командующий войсками Центрального военного округа (ЦВО) генерал-лейтенант Александр Лапин, начав инспектирование этой базы, одновременно принял участие в безвозмездной передаче таджикским войскам, размещенным на границе с Афганистаном, крупной партии российских вооружений и военной техники (ВВТ). За последние годы подобное происходит впервые, поскольку до этого военная помощь России Таджикистану состояла в основном в обучении военных кадров, организации совместной боевой подготовки и военных маневров. Однако обстановка требует и наращивания военно-технического потенциала таджикских войск, которые главным образом сегодня и прикрывают границу с Афганистаном. Генерал Лапин на церемонии передачи ВВТ в Душанбе заявил, что “боевики, получив отпор в Сирии, наращивают присутствие в Афганистане. Это подготовленный, хорошо оснащенный и мотивированный противник, которого нельзя недооценивать”. И поэтому, считает генерал, “вооруженные силы России и Таджикистана должны быть готовы к развитию любого, в том числе негативного, сценария событий в Центральной Азии”.
Таджикские военные получили три танка Т-72Б1, девять бронетранспортеров и боевых машин пехоты (БТР-80, БТР-70 и БМП-2), три гаубицы Д-30 и три зенитные установки 23М1, вертолеты Ми-24 и Ми-8, медицинское и топографическое оборудование, запчасти к бронетехнике, средства связи, тыловое имущество и большое количество стрелкового оружия. Конечно, это не новые виды ВВТ, но вполне пригодные для активных и эффективных боевых действий. “Передаваемые вооружение и военная техника позволят расширить возможности Вооруженных сил Таджикистана по отражению террористической угрозы, создать надежный заслон на таджикско-афганской границе”, - подчеркнул начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-лейтенант Александр Кшимовский, который также прибыл в Таджикистан. Как бы подчеркивая, что эта помощь имеет значительный вес, Кшимовский заявил, что “в 2017 году Таджикистану передали российской продукции военного назначения на 122 миллиона долларов”. Заметим, что эта сумма соответствует почти всему оборонному бюджету Таджикистана. И это не считая того, что ежегодно на учебных фондах 201-й РВБ организовывают курсы для подготовки таджикских младших специалистов, на которых обучаются до тысячи человек в год. А в военных вузах РФ на безвозмездной основе проходят подготовку более 560 таджикских курсантов. Переданные Таджикистану ВВТ - это фактически комплект для оснащения ротной тактической группы, которая, располагаясь вдоль таджикско-афганской границы, может прикрывать несколько пограничных застав. В октябре 2017 года глава российского военного ведомства Сергей Шойгу, встречаясь в Душанбе с министром обороны Таджикистана генерал-лейтенантом Шерали Мирзо, заявил, что “Россия в 2017 году для прикрытия границы с соседним Афганистаном помогла подготовить для армии Таджикистана четыре батальонные и одну ротную тактическую группы”. Получается, что часть этих подразделений Россия укомплектовала своими ВВТ. Скорее всего, подобную практику продолжат, и Вооруженные силы Таджикистана, действующие на границе с Афганистаном, получат новые партии российского оружия. Кроме того, для успешной обороны границы с Афганистаном Москва и Душанбе готовят план применения объединенной группировки войск (ОГВ) вооруженных сил РФ и Таджикистана. Не исключено, что в ОГВ в угрожаемый период включат части и соединения других государств, союзников по коллективной обороне. Подобные задачи они уже решали в ноябре 2017 года на оперативно-стратегических учениях “Боевое братство-2017”, в которых задействовали около 1500 единиц военной техники, более 60 боевых самолетов и пять тысяч военнослужащих из стран ОДКБ. То есть помимо России и Таджикистана в них также принимали участие офицеры и солдаты из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Искандер Исаев, политолог |